Найти в Дзене
Александр Дедушка

Вера-Отечество-Любовь. Так вытащит ли "ВОЛ" Россию? (16)

ОТЕЧЕСТВО (3)

Говоря применительно к России, нужно сказать об огромной роли Православной веры в деле воспитания патриотизма. Именно Православию удалось найти удивительно органичную форму сочетания Веры и Отечества в единый, освященный Богом и временем, симбиоз, создать ту национальную Святыню, за которую многие поколения наших предков «клали животы своя».

Не случайно, многих русских святых без всяких натяжек можно назвать патриотами. Это и Александр Невский, и Сергий Радонежский, и Дмитрий Донской, и митрополиты-святители Петр и Алексей, и патриарх Гермоген.

Интересно, что и в более позднюю, уже секуляризованную эпоху, когда стал оформляться революционно-демократический лагерь российской интеллигенции, патриотические ценности отнюдь не потеряли своей значимости для лучших представителей революционных демократов.

Возьмем Белинского и его открытое письмо к Гоголю как раз по поводу уже цитированной мною книги «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский в этом письме предстает отнюдь не меньшим патриотом, чем Гоголь. Есть какая-то горькая историческая ирония в том, что два любящих Россию великих человека так по-разному видели свою любовь и обусловленное ею служение России и, нападая друг на друга, готовили почву для ее катастрофы.

А вот полемика Белинского с Достоевским. Здесь интересно то, что именно Белинский выступает учителем патриотизма по отношению к молодому еще тогда Достоевскому:

«Свобода не имеет Отечества!» - вот ведь к чему эти абстрактные человеки, беспачпортные бродяги в человечестве хотят приучить наше сознание. Ежели ты патриот, стало быть, ты не гуманен, не цивилизован, не просвещен – не дорос. Одним словом, варвар!.. Настало время для России развиваться самобытно, из самой себя. В нас сильна национальная жизнь, и мы призваны сказать миру свое слово, свою мысль. Народ без национальности – что человек без личности, запомните это, батенька, и хорошенько запомните, если хотите стать всемирным писателем, потому что все великие люди – это прежде всего дети своей страны…».

Теперь обратимся к собственно педагогике.

К.Д. Ушинский, как важнейший представитель русской дореволюционной педагогической науки, считает патриотизм самым глубоким нравственным чувством человека. Известно, что именно из патриотических побуждений Ушинский добивался введения в программы общеобразовательных школ разделов по истории России, ее литературе, искусству.

Патриотизм по Ушинскому – это не только яркие подвиги во имя Родины, но и кропотливый труд ради нее, и «смелое слово истины»:

«Мы считаем выражением патриотизма и те проявления любви к Родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось и пролетит мимо…. Истинный, высокий патриотизм показывается не в одних временных вспышках, но в постоянном образе действий».

Советская педагогика восприняла идеи патриотизма и дальше стала их развивать. Огромный импульс патриотическому воспитанию придала победа в Великой Отечественной Войне. Идея жертвенного служения своей Родине, утратив религиозно-христианское благословление, приобрела сакрально-священный смысл благодаря живой памяти о миллионах погибших, чьи жизни были положены на алтарь Победы.

Посмотрите, какое поистине религиозное звучание приобрела ценность «Отечество» в устах В.А. Сухомлинского, тоже участника Войны, носившего осколок снаряда под сердцем и от этого впоследствии скончавшегося:

«Долг перед Отечеством – святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем и достоинством своей семьи».

Несколько лет назад мне довелось побывать в Киеве и восхититься там одной поистине символической картиной.

Глядя на крутой берег Днепра, я увидел расположенные примерно на одной высоте в некотором отдалении друг от друга, но все равно рядом, - колокольню Киево-Печерского монастыря и монумент Матери-Родине, держащей меч и символизирующей победу над фашистами.

Удивительно и символично – в одной месте сошлись две Святыни разных эпох в жизни России – христианской и советской. Колокольня символизирует поклонение Христу и Богородице, Божьей Матери, особенно почитаемой в православной Руси, чьим уделом, как известно, и является Киево-Печерская Лавра. И Родина-Мать – воплощение патриотизма, героической и жертвенной любви к своему Отечеству, своей Родине.

Да, не случайно, именно в Киеве, колыбели христианства на Руси, над днепровскими кручами сошлись две Святыни нашего народа – колокольня с куполами Киево-Печерской Лавры, удела Божьей Матери, и монумент Родине-Матери, воительницы с мечем; на одной и той же высоте, рядом, как символ единения этих главных идеологических ценностей России – Веры и Отечества, православия и патриотизма, Божьей Матери и Родины-Матери, Неба и Земли…. Это словно великий, чающий своего воплощения в народном сознании, синтез двух величайших столпов российского национального духа…

Да, друзья, хорошо, хоть иногда «возлетать во области заочны», но, спустившись на грешную землю, хочу сказать, что воспитывать патриотизм в современных российских условиях – дело нелегкое. Мой опыт говорит, что это труднее даже, чем воспитывать Веру. И это понятно. Слишком часто окружающая действительность «играет на противоход». В таких условиях воспитывать здоровый патриотизм – не ущербный, не срывающийся в национализм и фашизм (болезни патриотизма, как фанатизм – болезнь Веры), – очень и очень непросто.

Мне иногда приходится вести с детьми жаркие дискуссии, говоря о необходимости любви к России и служения ей. Причем, сила негатива, потребленного нынешним поколением молодежи настолько сильна, что порой приходится занимать оборонительную позицию и оставаться в полном одиночестве. Речь идет не о воспитании так называемого «футбольного патриотизма», когда весь патриотизм сводится к яростному «болению и оранию за своих» на стадионе или перед экраном телевизора. Этот-то псевдопатриотизм как раз и не надо воспитывать, он сродни инстинкту, по которому собака лает на всех «чужих», приближающихся к ее «хозяину». А вот настоящий патриотизм, я бы даже назвал это более тонко – «чувство Родины» (а что если ввести новый термин – «РОДИНЕНИЕ»?) - когда это чувство сродни отношению к собственной матери и не выставляется напоказ, но действительно согревает душу и поднимает ее вплоть до высот самопожертвования – такой патриотизм, такое «родинение», как чувство единства – единения со своей Родиной - воспитать очень и очень нелегко.

Но ничего, друзья мои, я верю и знаю, что это временно. Недаром говорят, что вода по капле камень точит, так пусть и незаметные, но кропотливые усилия всех тех, кто честно на своем месте делает свое дело, рано или поздно принесут свои плоды. Не знаю, как Вы, но я чувствую, как в глубине народного духа идет медленное сбирание сил для грядущего расцвета России, а нынешние неурядицы, бедствия, политические дрязги и элитные тусовки – это пена, хоть и ядовитая, но все-таки преходящая пена над глубинной толщей народного океана.

Веру мне придает и то, что по пророчествам многих святых духоносных старцев у России будет грядущий расцвет, пусть на непродолжительное время, но он будет:

«Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепах и обломках люди спасаются. Явлено будет великое чудо Божие, да…. И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо».

Это слова Преподобного старца Нектария Оптинского.

А вот пророчество Святого Праведного Иоанна Кронштадтского:

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу. И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь».

Напомню, что эти слова сказаны еще до того, как грянул «шторм» - разразилась русская революция.

Святым старцам в пророческом духе вторит Ильин:

«Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Нет и не будет. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, но не прежняя. Ее дух жив и будет жить…. Мы не отречемся ни от одной национальной святыни. И тем не менее мы должны готовить не реставрацию, а новую Россию».

Так что, друзья и коллеги, давайте любить Россию, верить в ее грядущее возрождение и делать свое дело. И пусть ориентиром, а где-то и предостережением, нам еще раз послужат слова Гоголя:

«А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбив братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».

(продолжение следует... здесь)

на начало статьи - здесь