Найти тему
Александр Дедушка

Вера-Отечество-Любовь. Так вытащит ли "ВОЛ" Россию? (15)

ОТЕЧЕСТВО (2)

А теперь, друзья, я предлагаю сделать еще более глубокий исторический экскурс. Какое место Отечество как ценность занимала в сердцах Великих прошлого. Ведь одно из средств лечения «черствости» и «холодности» к своему Отечеству - обращение к вдохновляющему примеру великих людей.

В этой связи, хочу обратиться к Сократу, не только как к моему любимому философу античности, но как к основоположнику философии, ориентированной на человека, нравственной философии как таковой и вообще – философу всех времен и народов. Для меня, кроме всего прочего, Сократ – образец патриота; патриота своего родного полиса, города Афины. Странное сочетание и почти уникальное – философ-патриот. Но это так.

Известно, что Сократ покидал Афины, только участвуя в военных действиях. В походе на Потидею он поражал всех своей выносливостью (босиком по снегу), мужественно сражался, вытащив с поля боя раненного товарища (Алкивиада, впоследствии принесшего много бед Афинам). Во время войны со Спартой разделял все тяготы военного времени, отказываясь с риском для жизни выполнять приказы узурпаторов власти (тирания 30-ти).

Но вершина патриотизма - его смерть. Несправедливо приговоренный к смерти законным судом Афин, он отверг все предложения друзей о бегстве, говоря о том, что должен подчиниться решению суда своего Отечества, пусть и несправедливому; что это высшее нечестие – «учинять насилие» над своим Отечеством.

Поистине, как эпитафия патриотизму Сократа звучат его слова, сказанные вскоре после этого трагического суда и зафиксированные Платоном в диалоге «Критон», о том, что:

«…Отечество драгоценнее и матери, и отца, и всех остальных предков, что оно неприкосновеннее и священнее и в большем почете и у богов, и у людей – у тех, у которых есть ум, и что если Отечество сердится, то его нужно бояться, уступать и угождать ему больше, нежели отцу, и либо его вразумлять, либо делать то, что оно велит, и если оно приговорит к чему-нибудь, то нужно претерпевать это спокойно, будут ли то розги или тюрьма, пошлет ли оно на войну, пошлет ли на раны и смерть, - что все это нужно делать, это справедливо, и что отнюдь не следует сдаваться врагу или бежать от него, или бросать свое место, но что и на войне, и на суде, и повсюду следует делать то, что велит город и Отечество, или же вразумлять их, когда этого требует справедливость, учинять же насилие над матерью или над отцом, а тем паче над Отечеством есть нечестие…».

Известно, что и другой великий учитель древности, Конфуций, служил своему Отечеству и, занимая ответственные посты, призывал каждого она своем месте честно выполнять свои обязанности.

Но все-таки главным представляется то, как к Своему Отечеству относился наш Спаситель Иисус Христос.

Признаюсь, не без некоторого внутреннего трепета пришлось задуматься над темой «Иисус Христос и патриотизм», понимая, что для христианина нет в этом и в других вопросах большего авторитета

Широко известны общехристианские представления, опирающиеся на новозаветные источники, что у христиан здесь, на земле, нет Отечества, что Отечество их «на небесах», что по отношению к национальной принадлежности – во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея…, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колосянам 3.11).

Но это только одна сторона истины.

Действительно, по отношению к Богу, в вертикальном, так сказать, разрезе, все мы, христиане, - дети одного Небесного Отца и чаем возвращения в наше небесное Отечество, которое Он нам приготовил, наш Небесный Иерусалим, и национальная принадлежность здесь не играет роли.

Но в горизонтальном разрезе, учитывая нашу человеческую двойственность, мы остаемся детьми своих народов, представителями тех или иных национальных отечеств, что неизбежно влияет на все наши проявления – от ментальности и характера до способа служения Богу.

В Евангелиях от Матфея и Марка описан очень важный эпизод служения Иисуса Христа, который имеет отношение к рассматриваемой нами теме:

«И вышед оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется.

Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его приступивши просили Его: отпусти ее, потому что она кричит за нами.

Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне.

Он же сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам (в Евангелии от Марка: «…дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Марк 7.27).

Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матфей 15. 21 – 28).

Обратим внимание на первоначальное «нежелание» Иисуса Христа выполнить просьбу женщины об исцелении из-за того, что она иноплеменница, а Он «послан только к погибшим овцам дома Израилева».

Никто, конечно, не собирается подвергать сомнению всемирную миссию Господа нашего Иисуса Христа (кстати, есть толкование этого места в том смысле, что Он так испытывал хананеянку, проверяя ее веру), но из этого отрывка ясно видно, что осуществляя свое всемирное призвание по спасению людей, Иисус Христос отдавал предпочтение Своему народу, к нему в первую очередь обращался со словами увещевания и призывом к покаянию. А Его плач о Иерусалиме, не узнавшем «времени своего посещения» и отвергнувшем Мессию, - это ли не свидетельство глубокой любви и боли за Его собственный народ?

Все это пример и напоминание нам, христианам, о долге перед земным Отечеством.

Можно привести и еще одну аналогию, которую использует Апостол Павел в своих посланиях. Христиане составляют из себя мистическое Тело И.Христа («А вы – тело Христово, а порознь – члены…» (1 Коринфянам 12.27), Который является его Главой. Тогда каждый отдельный христианин является «клеточкой» этого Тела, какого-либо его «члена» или «органа».

Развивая дальше эту аналогию, можно представить, что христиане отдельной страны, например, России, составляют отдельный «орган» этого Тела, например, «руку», «легкие» или даже «сердце» (хотелось бы!). Скажите, кому в первую очередь служит клеточка сердца? Конечно же, сердцу! А через него уже и всему телу. С сердцем она связана более всего, получая питание через соседние клетки и вместе с ними поддерживая работу сердца. И в больном сердце, прежде всего, страдают его клеточки, а потом уже и все остальное тело.

Так и каждый христианин, являясь «клеточкой» своего народа, служит в первую очередь ему, а через него уже и всей Христианской Церкви и всему человечеству. Такова, так сказать, «природная» основа христианского патриотизма.

(продолжение следует... здесь)

на начало статьи - здесь