Шарлотта Рэмплинг - это шарм европейской травмированности, тяжёлых психологических проблем и безысходности. У неё такое лицо, что даже при теоретической склонности к насилию иной раз хочется по нему ударить. Или рассмотреть его получше, потому что по нему как будто уже ударили. В самых ярких ролях Рэмплинг была ходячей провокацией, жертвой, палачом, и часто всё это одновременно. Её мучили, но это занятие приводило мучителей к погибели. Когда Генрих Восьмой казнил Анну Болейн, это было несправедливо, как и со всеми остальными жёнами, - но когда Болейн играла Шарлотта Рэмплинг, оставалось ощущение, что он был не так уж неправ: от неё исходила какая-то опасность, она могла себе подчинить. В "Гибели богов" она была подношением Третьему рейху, в "Ночном портье" - извращенности изменившегося после войны мира, в котором любовь было уже вполне естественно выражать через плеть - потому что самое страшное, что человек мог проделать с человеком, уже было проделано, и мир не рухнул. Конечно, это