Найти тему
Александр Дедушка

Вера-Отечество-Любовь. Так вытащит ли "ВОЛ" Россию? (11)

ВЕРА (2)

Продолжим разговор о воспитании Веры.

А вообще, даже по детям заметно, как медленно, но верно, меняется духовная атмосфера в России. Упоминание о Боге не вызывает у современных детей ни скептических улыбок, ни непонимания (о чем это он?), что было так характерно для прошлых времен. Это стало восприниматься естественно. Это ли не показатель начала эпохи «Нового Средневековья», аналога тому времени, когда вера в Бога была нормой, а атеизм одиночек – исключением?

Но, вместе с тем, и бурный расцвет всякого рода язычества, мистики и оккультизма, о чем упоминает Бердяев. Это тоже картина современной России.

И опять мы выходим на внутренние духовные ценности, которые мы должны воспитывать в детях, и которые как солнце будут освещать им путь. И первая из них – Вера.

Но сразу встает масса вопросов.

Как совместить это с Законом об образовании, в котором сказано о светском характере государственной школы?

Далее. Как совместить интересы различных религий, неизбежно сталкивающиеся в попытках «воспитания Веры»?

Как внутри даже одной религии – христианства – найти общие подходы в воспитании детей; к примеру, православных и протестантов?..

Вопросы можно ставить и дальше, по пока подведем черту и начнем их последовательный разбор.

О светском характере школы.

Мое убеждение, как оно ни покажется парадоксальным: при необходимости духовно-религиозного воспитания детей, государственная школа должна сохранить свой светский характер. Противоречие?.. Подождите, коллеги, не торопитесь. Давайте поразмышляем.

Еще раз хочу сказать, что я отнюдь не настаиваю на безусловной истинности своего мнения, а приглашаю к вдумчивому разбору.

Во-первых, никто не против гибкости в этом вопросе. Государство может поддерживать создание, к примеру, православных гимназий или мусульманских медресе, там, где преобладает соответствующий контингент населения, но общая линия на сохранение «светскости» в полном соответствии с Законом об образовании должна сохраниться. И новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», посвященный духовно-нравственному воспитанию детей, с его вариативностью (шестью модулями: Православие, Ислам, Буддизм, Иудаизм, основы религиозных культур, светская этика) вполне эту гибкость предусматривает.

Школы, конечно же, не должны превращаться в места постоянного отправления культа не только потому, что это противоречит Закону об образовании. Я думаю, в них могут и должны приходить и православные батюшки, и мусульманские муллы, и евангельские проповедники, но не столько для проведения культовых обрядов и богослужений, сколько для просветительских и духовно-нравственных бесед.

Во-первых, для того и существуют храмы, мечети, молельные дома, чтобы люди, в том числе и дети, именно там отправляли религиозные потребности. Во-вторых, чтобы не создавать неестественную обстановку в школе, когда при службе православного батюшки учительница вынуждена отправлять мусульманских детей домой. А, в-третьих, и это главное, друзья мои, - дело общего духовно-нравственного воспитания детей – и это мое убеждение – должно стать функцией школы и обязанностью учителя. Не священника, не проповедника, не муллы, - а именно учителя! Нас с вами, коллеги!

Поясню эту мысль.

Россия – страна, в которой наряду с преобладающей Православной верой, существуют и другие вероисповедания, поддерживаемые миллионами сторонников. От этого никуда не уйти, это наша данность, и это обязательно надо учитывать, если мы хотим выстроить воспитательную систему, работающую на благо России, на ее укрепление, а не на разрушение.

Священник любой конфессии, если он искренний верующий, как бы он ни старался быть объективным, неизбежно будет основываться на своей конфессии и «тянуть одеяло» на свою «веру». Это объективно, это обусловлено его положением, его встроенностью в свою систему.

Только учитель, в классе у которого сидят дети и православных, и мусульман, и баптистов, и «Свидетелей Иеговы» (моя картина), и еще, возможно, многих других вероисповеданий, волею своего положения оказывается в роли «объективного судьи». Это положение обязывает уважительно относиться ко всем религиям, исповедуемым в его классе, если он хочет сохранить влияние на всех детей и быть для них авторитетом.

Да и кто лучше учителя знает ребенка, его психологию, видит его духовный рост, наблюдает все его кризисы, страдает от его несовершенств и, главное, профессионально подготовлен для работы с ним? Отнюдь не священник.

Так значит, учителю – и «карты в руки»! Ответственная и величайшая по важности задача воспитания Веры лежит именно на нем!

- А родители? – спросите вы.

Естественно, но они ведь ближе к положению священника, согласитесь! Будучи приверженцами своей конфессии, они часто бывают озабочены воспитанием своего ребенка в духе своей конфессии. Это важно, это похвально, это порой облегчает работу учителя. Но иногда и усложняет. А точнее, придает ей необходимость высокого профессионализма и духовной компетентности.

По моему личному опыту, родители, в лучшем случае, вообще не касаются вопроса уважительного отношения к другим религиям. Но часто, к сожалению, настраивают ребенка нетерпимо к «иноверцам». Пойти на поводу такого воспитания учитель не может и не должен. В своей перспективной крайности – это война всех против всех и гибель России.

Впрочем, не будем впадать в крайность. Симфония родителей и учителя в религиозном воспитании ребенка вполне возможна. Верующие родители вполне могут определять тип Веры своего ребенка и воспитывать его в соответствии с представлениями своей конфессии. Но даже в этом случае коррекционное вмешательство учителя (не для смены веры или ее критики, а именно для коррекции по вышеназванным причинам) вполне оправдано и необходимо. Учитель, если он настоящий учитель, воспитывает не только детей, но и их родителей. Просто потому, что это его профессия - он обязан видеть дальше и глубже, направлять как детей, так и их родителей, опережая тех и других в осознанном отношении к главным ценностям; в нашем случае – ценностям национальной идеи.

Однако, друзья, легко сказать, но как трудно сделать!

Еще раз скажу. Мы, учителя, во многом идем на ощупь, методом проб и ошибок, которые неизбежны, как в любом неизведанном пути. Но и уклоняться от необходимости духовного воспитания детей нельзя. Духовно-религиозная жизнь, как и все сущностно значимое в этом мире, - «вещь обоюдоострая». Она может быть спасительна, а может и нести гибель, в том числе, и окружающим людям. Уклонение от воспитания духовно-религиозной культуры похоже на то, как если бы мы оставляли ребенка в доме, полном опасных бытовых приборов, не объяснив, как ими правильно пользоваться. Различные формы изуверского сектантства, теракты так называемых «смертников» - все это плоды религиозного бескультурья, извращений в духовной сфере, а зачастую, как это ни парадоксально, - уклонения от какого бы то ни было воспитания духовно-религиозной жизни.

(продолжение следует... здесь)

на начало статьи - здесь