ВЕРА (1)
Друзья, слегка переведем дух.
Теперь после паузы нам нужно проанализировать каждую из ценностей, составляющих национальную идею.
Начнем с Веры, но чтобы не перегрузиться, а пойти, так сказать, по нарастающей, - я предлагаю вам несколько зарисовок из моей педагогической практики, непосредственно касающихся этой сферы.
Урок в третьем классе о заповедях (в начальной школе я веду духовные занятия). В классе новенькая девочка. После урока она подходит и спрашивает:
- А вы знаете, как называется книга в Библии, где изложены заповеди Моисея?..
Напрягаю память.
- Книга называется… «Исход».
Она утвердительно кивает головой, но тут же спрашивает снова:
- А в какой главе?
Тут уж я бессилен и начинаю жалеть, что пошел на поводу у нее и ввязался в этот допрос…
- В двенадцатой, кажется…
- Нет, в двадцатой. А еще во «Второзаконии», в пятой главе.
Девочка смотрит на меня с чувством превосходства.
- А вы знаете, как зовут Бога?..
Тут уж у меня не остается сомнений, что девочка принадлежит к «Свидетелям Иеговы».
- Да, я знаю, какое имя ты имеешь в виду. Ты имеешь в виду имя «Иегова», не так ли?
Девочка утвердительно кивает.
- А ты знаешь, что в Библии есть и другие имена Бога? Ты можешь их назвать?..
Я начинаю перехватывать инициативу в попытке сохранить лицо и авторитет человека, более-менее знающего Библию…
С тех пор, идя на урок в этот класс, я старался не забывать взглянуть на «адреса» - выходные данные библейских отрывков.
Другой случай.
Захожу в учительскую и становлюсь свидетелем диалога родительницы одной довольно забитой девочки-семиклассницы и нашего воспитателя по микрорайону. Девочка пропускает школу уже многие недели.
- Да не нужна ей ваша школа! Она пойдет в монастырь! – горячится родительница.
- Нет, ну послушайте! Должна же она получить хотя бы общие знания, как и другие ее сверстницы?
- Не нужны ей эти знания! Она и без них обойдется!..
- А почему вам так не нравится школа?
- Ваша школа только развращает! Вы посмотрите: девочки все, кто в штанах, кто в мини-юбках. О платочках я вообще уже ничего не говорю. Чему может выучить ваша школа?
- Да, наши дети не носят формы…. Но ведь у нас не монастырь, чтобы…
- Вот-вот! – перебивает родительница, - У вас не монастырь, а дом терпимости! Чему хорошему вы можете научить мою дочь? У вас во всей школе не найдется ни одной иконки на стене, чтобы хоть перекреститься!..
И, наконец, совсем свежий случай.
В восьмом классе на уроке МХК рассказываю детям о Нагорной проповеди Иисуса Христа…
Вдруг один мальчик, даргинец по национальности, встает и направляется к выходу.
- Сядь на место! – взрываюсь я, - На место!
Я чуть не рычу. Дело в том, что он и раньше демонстративно игнорировал все темы, связанные с христианством, занимаясь собственными делами и отвлекая остальных.
На горячечном самовзводе продолжаю:
- Что ты хочешь этим сказать?.. Может быть, когда мы начнем изучать мусульманство, все, кто считают себя христианами, тоже поднимутся и уйдут? Так по твоему?..
- А мне папа запретил слушать о Христе, потому что я – мусульманин…
- Объясни своему папе, что никто из тебя христианина делать не собирается… - я уже чуть сбавляю обороты, мучительно прокручивая в голове вопрос: «То ли говорю? То ли делаю?..» - Но знать о христианстве и Христе ты должен. Понимаешь? И уважать другие верования! Кем ты станешь – христианином или мусульманином – это дело твое и твоих родителей, но ты должен быть образованным человеком. Понимаешь? Образованным, а не невеждой?!..
Потом уже, мысленно прокручивая этот инцидент, я добавлял к нему следующий монолог, правда, не будучи до конца уверенным в его оправданности:
- Ты мусульманин? Хорошо! Тогда ответь мне на вопрос. Что такое «закят»?.. Так, не знаешь…. А что такое «михраб»?.. Гм…. А что такое «кибла»? Не знаешь. Как же получается? Я, христианин, это знаю, а ты, мусульманин, не знаешь?.. Вот видишь?.. Ты понял, что невежество – это не путь? А то, что я у тебя спросил, мы будем изучать в девятом классе в разделе «Мусульманство». Так что всему свое время…
Так идиллично я заканчивал свое мысленное увещевание, а в действительности эта проблема не давала мне покоя весь год.
Коллеги, я привел эти ситуации из своего опыта с тем, чтобы показать насколько сложна ситуация в области Веры. Думаю, вы могли бы тоже рассказать о многом подобном.
Но прежде чем мы начнем разбирать эти сложности, давайте бросим общий взгляд на проблему Веры и попробуем обозначить собственные позиции.
Итак, Вера – первая из трех главных ценностей национальной идеи.
Мы должны стремиться воспитывать в наших детях Веру.
Посмотрите еще раз на последнее утверждение. Насколько вы согласны с ним? Насколько оно для вас аксиоматично? Есть сомнения?..
Тогда давайте снова обратимся к классикам.
Много и подробно о необходимости духовно-религиозного воспитания детей писал в книге «Аксиомы религиозного опыта» И.Ильин. Послушаем его:
«… правило всякого воспитателя: надо пробудить у ребенка как можно раньше духовное око, око любви, око совести, вкус к совершенному и способность бескорыстно радоваться ему и наслаждаться им; удостоверить ребенка в том, что Божественное не иллюзия, что оно объективно и что оно возводит к Богу; и затем сообщить ему склонность, готовность и умение ставить себя в Божий луч и испытывать духовно-творческое недовольство собой».
Однако Ильин настаивает на «религиозной искренности» учителя-воспитателя. То есть учитель сам должен глубоко верить в те религиозные ценности, которые он предлагает детям, и тогда его слова обретают силу духовного влияния на детей:
«… какое великое основополагающее значение имеет религиозная искренность в школе. Каков бы ни был предмет преподавателя, - он сразу становится главным в программе и важнейшим в жизни учеников, как только преподаватель подходит к нему из своей духовной Купины (духовная метафора Ильина, означающая постоянное горение Духа в душе человека), показывает его в порядке сердечного созерцания и, обращаясь к ученикам, извлекает из их сердец «искру Божию». Тогда в классе у него воцаряется особая атмосфера: предметная любовь учителя, который действительно заслуживает этого высокого имени, передается ученикам, а они учатся у него находить и сердцем разуметь «огни жизни». Уроки превращаются в часы предметной искренности и духовного роста. Преподавание осуществляет свой религиозный смысл: оно будит в детях сердечное сознание и научает их строить свой религиозный опыт. Учителей, которым это удается, обычно называют «талантливыми». Но дело здесь не в талантливости, а в «центральности» и искренности их преподавания. Понятно, какую духовную силу такое преподавание может развить в часы, посвященные религии, национальной истории, национальной литературе. Понятно также, что именно на этом пути школа решит свою основную задачу: не просто обременять память детей…, но давать им духовное воспитание».
Друзья, вы видите, здесь, в последних словах, перекличку с духовными ценностями, о необходимости воспитания которых мы с Вами говорили в первой главе?
(продолжение следует... здесь)
на начало статьи - здесь