Росстат уточнил данные по росту ВВП в первом квартале 2019 года. Выяснилось, что в споре ЦБ и правительством о том, какое влияние потребительское кредитование оказывает на экономику, победила Эльвира Набиуллина. Ведь даже подчиненный Максиму Орешкину Росстат признал: без роста кредитования населения экономика страны показала бы спад. При этом ситуация с инвестициями, за которые отвечает правительство, остается очень плохой.
Полпроцента, как и было сказано
По уточненным данным, рост ВВП России в первом квартале составил 0.54%. При этом основным фактором развития экономики стал спрос со стороны домохозяйств. В то же время инвестиционный спрос провалился - его вклад в динамику ВВП был отрицательным.
При этом цифры Росстата говорят, что без расширения кредита населению потребительский спрос тоже упал бы, что привело и к падению ВВП. Проще говоря, как и утверждал ЦБ, потребительские кредиты - это единственное, что в I квартале помогло ВВП вырасти в годовом выражении. Еще проще - Набиуллина была права, а Орешкин ошибался.
Что еще узнал Росстат?
- На фоне якобы развертывания масштабных нацпроектов в экономике начался спад инвестиций. Валовое накопление основного капитала сократилось на 2.6% в годовом выражении. Это максимальный провал за последние 4 года.
- Потребительский спрос также ощутимо замедлился с 1.6% годовых против 2,6% в IV квартале 2018 года.
- Впервые с 2016 года упал экспорт (-0.4% в годовом исчислении)
- Импорт в страну сокращается второй квартал подряд, причем происходит это несколько быстрее, чем сокращается экспорт.
Кто виноват?
Данные Росстата говорят о том, что в споре Эльвиры Набиуллиной с Максимом Орешкиным и Антоном Силуановым победу одерживает глава ЦБ. Российская экономика и правда растет исключительно за счет необеспеченных кредитов, которые поддерживают платежеспособный спрос со стороны населения. Но в остальном наблюдается, скажем мягко, глубокая черная дыра.
А ответственность за эту дыру несет как раз экономический блок правительства. Теперь понятно, почему в последние недели Максим Орешкин много рассуждал о грозящем России кредитном пузыре и «переводил стрелки» на ЦБ. Министр, конечно, понимал, что происходит на самом деле, но в данном случае статистика сыграла не на стороне Минэка.
Понятно, что ответственность за положение дел в экономике несут и правительство, и ЦБ. Да, Центробанк сильно повысил ключевую ставку. Но он был вынужден ужесточать денежно-кредитную политику по объективным причинам, и здесь к нему вопросов гораздо меньше.
А вот зачем правительство решило понять НДС? Для чего продолжать политику ускоренного набивания кубышки фонда национального благосостояния долларами на фоне недофинансирования социальной сферы?
Ведь именно рост прямых и косвенных налогов вызвал к жизни всплеск инфляции, который ударил и по гражданам, и по бизнесу. За это должны нести ответственность Минфин и Минэк, а не ЦБ. Его задача сейчас, пока позволяет ситуация, как можно активнее снижать ставку.
Что делать?
Плохо еще и то, что ситуация в мировой экономик далека от стабильности, это отражается на динамике российского экспорта. Российская экономика в таких условиях должна черпать силы для роста внутри страны. Но кроме бесполезных с точки зрения экономического подъема нацпроектов, ничего другого правительство придумать не может. И если сейчас ЦБ надавит на потребкредитование, а инвестиционный спрос не вырастет, мы вполне можем увидеть техническую рецессию - замедление ВВП два квартала подряд.