КОЕ-ЧТО О ПРИЗВАНИИ
Друзья, заканчивая эти размышления, хочется еще раз обратиться к «вечным» вопросам, затронутым в ее начале, поговорить о смысле нашего исследования ценностей новой российской идеологии.
Представьте: вы увлеченно говорите детям о Вере, Отечестве. Любви, вещаете о необходимости воспитания в себе этих ценностей и неожиданно получаете встречный вопрос: «А зачем?.. Зачем мне это нужно?»
Коллеги, как бы вы ответили на это?
Конечно, можно оставить без внимания этот вопрос, если он был задан с превышением некоего критического уровня цинизма, того уровня, после которого бесполезно что-либо объяснять. Но если ученик действительно хочет разобраться и не прочь привнести эти ценности в свою душу, но не понимает, что это ему даст, не видит их личностной значимости, тогда уходить от ответа нельзя.
Помните, когда мы определяли с вами, что такое духовность, мы переносили ценности, ради которых можно пожертвовать жизнью, в верхнюю половину схемы? Не поленитесь найти эту схему – посмотрите внимательно. Там осталась нами почти не затронутая такая категория как «призвание».
Я думаю, «призвание» и есть та категория, которая может придать личностную значимость сознательному усвоению ценностей Веры, Отечества и Любви.
В самом деле, что такое призвание? Это способ твоей самореализации в этом мире. Это ответ на вопрос: «Зачем ты есть в этом мире и что ты должен в нем сделать?» А чтобы правильно определить свое призвание, нужно в первую очередь определиться по отношению к трем главным ценностям: Вере, Отечеству и Любви – к чему ты «призван» в наибольшей степени.
Каждый человек в зависимости от своей духовной структуры усваивает эти ценности далеко в не равной степени. Кому-то ближе Вера, и он почти полностью уходит в нее, кто-то наиболее личностно значимо воспринимает Отечество и служит ему, а кому-то наиболее близка Любовь.
Учитывая погрешность всякого схематизма, можно всех людей разделить на три категории: людей Веры (наиболее ярко – священники, монахи), людей Отечества (военные, политики) и людей Любви (любящие жены и матери, к примеру).
Коллеги, к какой категории Вы бы отнесли себя?..
А профессию учителя?..
Да, учителю и Вера нужна, и Отечеству служит, да и без Любви-то как?..
Так вот. Учитель предлагает ученику самоопределиться в трех важнейших ценностях. Согласитесь, что вся профориентационная работа уже вторична по отношению к этому главному самоопределению.
«В какой области лежит твое призвание? – учитель спрашивает у ученика, - Если твое призвание связано с Верой, если ты чувствуешь, что это для тебя главное, значит, твоя профессия будет связана с духовными потребностями общества, с обучением и воспитанием людей. Если ты ощущаешь в душе горячую Любовь к своей Отчизне и горишь желанием ей послужить, значит, твое призвание лежит в области ценности «Отечество». Думай, как ты хочешь служить, - как военный, политик, чиновник?.. Ну, а если ты чувствуешь, что твое призвание – Любовь, ты готов(а) дарить ее и изливать с избытком из кажущегося неиссякаемым источника, - определяйся точнее, где будет изливаться твоя Любовь – в семье ли, или в профессии, требующей полной самоотдачи (учитель, доктор…)».
Так через категорию «призвание» учитель помогает ученику ощутить личностную значимость трех главных ценностей – Веры, Отечества и Любви.
И в заключение несколько слов об учительском призвании.
Я иногда с удивленным благоговением думаю о том, как Бог меня привел в учителя и как неисповедим вообще Его выбор людей для этой профессии. Мне редко кого удавалось убедить выбрать учительскую профессию, как ни часто я это пытался сделать. Видимо, это, действительно, не наше дело, и сверху, Там, виднее, кто может стать учителем.
Итак, коллеги, к чему же мы с Вами призваны? Призваны свыше, раз уж мы стали учителями?
Россия выходит из тьмы, из тьмы посткоммунистического «демократического» межвременья. И вывести ее из этой тьмы окончательно и бесповоротно должны мы, учителя. Мы призваны воспитать новое поколение молодых жителей России, свободно и сознательно верующих, любящих свое Отечество, готовых ему служить, для которых Любовь есть главный жизненный принцип, точнее, воздух, без которого они не могут дышать. Именно это поколение должно возродить и наполнить реальным содержанием метахарактеристику России: «Святая Россия-Матушка».
И тогда исполнятся все пророческие предчувствия Хомякова и Достоевского, Соловьева и Ильина, святых духоносных старцев – когда восстанет и воссияет новая Россия:
«И восстанет новая Россия. Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видели путь, пройденный нашим народом и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории. Русского национального бытия». Ильин.
Но и это еще не все об учительском призвании.
Мы с вами, коллеги, призваны восстановить так низко упавший ныне авторитет учителя. Учителя, знающего, зачем живет он сам и способного помочь осознать смысл жизни своим подопечным.
Для этого нужно поработать. Но нам ли бояться работы?
Я желаю Вам, коллеги, сил и оптимизма. И еще веры. Веры в то, что все у нас с Вами получится.
И да благословит нас Бог на этом благородном пути!
на начало статьи - здесь