Закончи её. Заверши свой последний шедевр. Гениальный художник борется с наступающим безумием. Бродит одинокий по чертогам собственного разума в поисках чего-то, что поможет создать уникальную картину. Возможно, этот мужчина слишком буквально воспринял фразу «вложить частичку себя в творение».
Layers of Fear – это хоррор, квест и бродилка в одном лице. Инди-проект про мрачный дом и его мрачного обитателя. Грустная история про то, как некоторые творческие личности губят собственные семьи, полностью погружаясь в искусство.
Игра начинается: художник осматривает уютные комнатки викторианского особняка - дома, который он покинул после неких трагических событий. Ходишь, открываешь шкафчики, выдвигаешь ящики, любуешься на жуткие картины в золоченых рамах. Стоит найти ключ от мастерской, как всё резко меняется, появляется цель существования, ведь там находится пустой мольберт, и лежит записка, оставленная женой. Все слова не разобрать, но одна фраза читается четко: «Закончи её». Если завершить портрет, то, может, кошмары прекратятся?
Гениальность и безумие ходят дружно под ручку. Очень скоро реальность подвергается сомнению. Всё ли, что мы видим, реально? Дом действительно существует или дело происходит в разуме психопата? Или сразу – и то и другое?
Страшные образы на полотнах, толпы пищащих крыс, стонущий плач призрачной жены. Мы погружаемся в безумие постепенно. Пустых бутылок из-под спиртного становится всё больше, пол проваливается под ногами, в найденных записках угадывается всё больше нелюбви.
Ты ходишь по кругу
За очередным поворотом оказывается тот же коридор, но слегка измененный. Идеально-прибранный дом внезапно пугает разрухой, с картин сползают краски, ровные стены искривляются под неестественными углами. Что сделать, чтобы вырваться из этого круга?
Двери ведут себя своенравно: запираются, исчезают, обманывают, превращаются в стены. Исследуя комнату, можно с ужасом обнаружить, что входная дверь исчезла, коридор изменился, откуда-то вылезла злобная жена, или появился проход в другую комнату.
Убранство постоянно меняется. Как нельзя войти в одну реку дважды, так и пройти по одной и той же комнате два раза не получится. Как будто художник не помнит наверняка, как выглядели его интерьеры. Иной раз ты не знаешь, как выбраться, а потом поднимаешь голову, и видишь, что потолок превратился в сюрреалистичный тоннель. Чего только стоит глава с постоянно звонящим телефоном, который ты ищешь, находишь, звонишь и опять ищешь.
Кому довелось поиграть в демку P.T., тот будет сидеть перед монитором с важным видом. Потому что игра Layers of Fear бессовестно цитирует основные моменты однажды опубликованной демо-версии нереализованного проекта Кодзимы. Что говорить, идея зацикленного пространства гениальна для истории ужасов. Словно не можешь избавиться от повторяющегося сна, навязчивых мыслей. Всю жизнь ты старательно прячешь плохие воспоминания по комнатам разума, пока не оказываешься заложником собственных кошмаров.
Что важнее, искусство или семья
Игра проходится часов за 7-8, состоит из 6-ти глав, короткого вступления и финальной сцены. Финал зависит от действий игрока: сколько собрано рисунков с крысами, записок жены, воспоминаний, связанных с ребенком. Всего 3 концовки: эгоистичная, нейтрально-положительная и негативная. Нам ой взгляд, каждая развязка может считаться как плохой, так и хорошей. Понятно, что супер-позитивного финала ждать от этой игры нельзя: с самого начала заметно, что у человека уже всё очень плохо.
Насколько страшен мир безумного гения?
Польская студия Bloober Team создала непредсказуемую игру: подвижное пространство, которое вынуждает игрока постоянно менять направление движения. Спокойные моменты чередуются со страшными. Игрока сопровождает гнетущее чувство дискомфорта. Убегаешь от страдающего призрака, рефлексируешь над кроваткой младенца, а потом вздрагиваешь от полчища окруживших тебя кукол.
Медитативно бродить не получится, слишком много “бу” эффектов, к которым быстро привыкаешь. Количество повторов приема с зацикленностью сложно сосчитать. Если идешь по коридору, то сразу понимаешь, что сейчас картина упадет, или окно бахнет. Висит зеркало - будьте уверены, оно треснет, не выдержав красоты лица персонажа. Необходимость открывать однотипные, вечно пустые ящики, сводит с ума (как иронично). С пятого раза, даже, внезапные обнимашки женушки уже не пугают.
Есть визуально безупречные сцены, которые хочется вспоминать. Моменты со взлетающей к потолку меблировкой, дополненные щемящей душу музыкой. Танцующие тени от кружащегося светильника в розовой детской. Озвучка великолепная: в голосе героя чувствуется и гнев, и алкоголь. Чудесная прорисовка деталей: действительно интересно замечать различия в комнатах. Шикарные портреты на стенах, создающие тревожную атмосферу.
Итоги
Layers of Fear это удачный P.T. заменитель. Стильная повесть с невеселым финалом. Игроку еще потребуется объяснение концовок. Рекомендуется играть в темноте вечером одному, это, само собой. Понравится любителям психологической драмы: Dear Esther, Amnesia, Soma.