Как известно, потребление пиши является одной из базовых потребностей человека. Жизненно важных потребностей. Соответственно, человечество за тысячелетия своего существования придумало множество блюд и рецептов их приготовления. В наши дни, когда современное общество все чаше признается обществом потребления, рынок продуктов питания также ощущает на себе ужесточение конкуренции. В данный рынок входят все, кто хотят получить гарантированный заработок, ведь спрос на продукты питания будет всегда. Так, например, в данный сектор рынка «подался» даже знаменитый «новый русский» актер, бывший гражданин Франции – Жерар Депардье [https://nsk.rbc.ru/nsk/03/12/2018/5c04fb489a7947b8add961ab].
Как следствие, производители продуктов питания хотят, с одной стороны, выделиться на рынке, сделать свой продукт узнаваемым, с другой стороны, хотят обезопасить свой бизнес от паразитирования конкурентов на своих рецептах и результатах своего труда, своих продуктах питания. Можно ли этого добиться? Как ни странно, да, это возможно. И механизмом для такой защиты может выступить институт интеллектуальной собственности, ведь одной из его главных особенностей является именно то, что интеллектуальная собственность является узаконенной монополией: только владелец исключительного права на интеллектуальную собственность и те, кому он разрешит, будут вправе использовать охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Сделать свою продукцию узнаваемой на рынке можно с помощью того, что обыватель называет брендом или логотипом, а юристы – товарным знаком. Под товарным знаком можно зарегистрировать очень много чего:
название блюд, как новых, так и уже созданных;
имя, отчество, фамилию шеф-повара, знаменитой, медийной личности, которая рекламирует продукцию или любого другого лица, которое связано с выпускаемыми на рынок продуктами питания;
какой-нибудь броский, запоминающийся слоган, который может ассоциироваться с выпускаемыми продуктами питания.
Вот лишь немногие и первые приходящие на ум вещи, которые можно зарегистрировать в качестве товарных знаков. В дальнейшем это позволит запрещать конкурентам использовать все перечисленное в их деятельности, чтобы они не перетягивали на себя какую-то часть ваших потенциальных клиентов и ваших прибылей. А может быть и не портили вам репутацию, ведь вы не можете знать, что ваши конкуренты будут продавать под вашими средствами индивидуализации, какого качества будет реализуемая конкурентами продукция и не навредит ли она покупателям.
В качестве альтернативы товарным знакам можно зарегистрировать наименования места происхождения товаров (НМПТ). В отличии от товарных знаков, в качестве НМПТ охраняются названия товаров / услуг, которые обладают какими-то особыми, уникальными свойствами, приобретенными в результате длительного производства в каком-то определенном месте. Соответственно, в качестве НМПТ неизбежно охраняется еще и название того места, где осуществляется производство. Например, к НМПТ относятся «Боржоми», «Нарзан», «Вологодское масло».
К слову сказать, защитой средств индивидуализации Жерар Депардье озаботился. В указанной выше статье упоминается фирма «Вкус Франции». Согласно сведениям из Реестра товарных знаков и знаков обслуживания, который ведет Патентное ведомство России (в настоящее время ее функции выполняет Роспатент) на имя ООО «Вкус Франции» зарегистрированы два товарных знака: № 659098 (зарегистрировано словесное обозначение «Жерар Депардье») и № 687292 (зарегистрировано словесное обозначение «Gerard Depardieu»). Оба товарных знака зарегистрированы в основном для продуктов питания и напитков, алкогольных и безалкогольных. НМПТ ООО «Вкус Франции» зарегистрировать на себя пока что не успели.
С защитой самих рецептов продуктов питания дела обстоят сложнее. Нет, их тоже можно защитить в качестве интеллектуальной собственности. Но все дело в том, что такие вещи чаще всего защищаются в качестве изобретений. Да, да. Рецепты, вернее способы производства продуктов питания можно регистрировать в качестве изобретений.
Проблема как раз и заключается в том, что, во-первых, патентования изобретений – процесс не быстрый (он занимает в полтора-два раза больше времени, чем регистрация товарных знаков), во-вторых, к изобретениям предъявляются свои требования, лишь при соблюдении которых можно зарегистрировать рецепты продуктов питания в качестве изобретений. Соблюсти данные требования бывает посложнее, чем требования, предъявляемые к товарным знакам.
Но находятся умельцы, которые данные требования преодолевают. Так, например, в России выданы патенты на изобретения № 2228111 на «Способ получения гарнирного картофеля», № 2375875 на «Устройство и композиция пельменей с порциями начинки различного состава, а также варианты способов их приготовления», № 2592431 на «Способ производства хлебного кваса».
К слову сказать, есть те, кто патентуют рецепты продуктов питания в качестве изобретений в массовом порядке. К таким лицам относится, в том числе, Олег Иванович Квасенков, на имя которого выданы упомянутые выше патент № 2228111 на «Способ получения гарнирного картофеля» и патент № 2592431 на «Способ производства хлебного кваса». На его имя зарегистрированы сотни, если не тысячи изобретений, касающиеся способов производства продуктов питания. Жерару Депардье до Олега Квасенкова далеко, пока что на имя ООО «Вкус Франции» никаких изобретений не зарегистрировано.
Вы можете задаться закономерным вопросом – зачем патентовать рецепт продуктов питания. Ответ очень прост. Ваши продукты питания могут иметь свой уникальный вкус или какие-то уникальные свойства, которые могут привлекать покупателей. Если же ваши конкуренты будут повторять ваш рецепт и производить продукты питания с таким же вкусом или свойствами, вы сможете иметь вполне законные основания дать им по рукам и потребовать свернуть такое производство.
К слову сказать, тоже самое касается и товарных знаков – имея на руках свидетельство на зарегистрированные товарные знаки, вы можете требовать от конкурентов прекращения использования ваших товарных знаков в их деятельности.
Здесь есть еще и другой приятный бонус. По законодательству владелец исключительного права как на изобретение, так и на товарный знак, имеет право требовать выплату либо возмещения понесенных убытков, либо выплату компенсации. Причем, одним из видов компенсации является выплаты за каждый факт нарушения суммы от 10.000 до 5.000.000 рублей. Причем обладатели исключительного права даже не обязаны доказывать требуемый размер. Таким образом, истребование таких компенсаций с нарушителей вашей интеллектуальной собственности может стать дополнительным источником дохода.