Античность была демократической эпохой. И хотя тираны случались (например, Юлий Цезарь), все-таки все должности в государствах были выборными. Люди приходили, люди голосовали. Было самоуправление. А вот с Византии и начинается «ручное управление», когда есть командующий «центр» и подчиненные «периферии».
Византия была бюрократическим государством с централизованной системой управления и контроля. История государственного управления в Византии представляет собой процесс замещения античных выборных должностей чиновниками, назначаемыми вышестоящими инстанциями (императором). На смену античному самоуправлению пришли «системные аппаратчики» со своей иерархией чинов и титулов, субординацией, карьерным подчинением и тончайшими нюансами во властных полномочиях.
Каждый император пытался модифицировать бюрократическую систему, создавая все новые властные отношения между чиновниками-управленцами. Неизменным оставался только один принцип (тенденция) – центром принятия решений является императорский дворец и собственно сам император, все остальные «управленцы» в конечном итоге являются только исполнителями, действуют по его поручениям и строго в рамках положенных им компетенций и полномочий.
Исследователями отмечается, что «византийский бюрократизм» достиг своего расцвета (т.е. оптимального соотношения сложности аппаратных решений и эффективности функционирования) в период правления Льва VI Философа (8-9 век).
Интересно, что этому императору также удалось сократить «законодательные возможности» двух властных византийских инстанций («римского Сената» и «римского народа»). Принятые им постановления (эдикты) провозглашают общим принципом, что василевс является ответственным за все («один только император обо всем заботится и всем управляет»). И далее указывают, что требуется лишить законодательной силы Сенат (Новелла 78 Льва VI) и права курий самостоятельно решать часть вопросов своего управления (Новелла 46 Льва VI).
Происходит концентрация власти в руках василевса, но это всего лишь временный момент, ситуативное отношение управленческих сил. Реальная система сдержек и противовесов в государственном управлении Византии включала в себя большое количество разных сил. Правовое регулирование – например, «Василики» императора Льва VI (последняя крупная попытка юридической формализации государственных отношений в Византии) – выступает лишь одним из инструментов в этой сложной борьбе управленческих инстанций. И если Лев VI хочет подчеркнуть, что легитимность царской власти больше зависит от «божественного права», чем от старинных римских институтов власти, то это является требованием момента (конца эпохи иконоборчества).
Императорский дворец и приближенные к василевсу столичные бюрократы могут апеллировать к христианским догмам (например, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1)). Но все же характерной (определяющей) чертой государственного управления в Византии является распределение властных компетенций между центром и периферией.
Если главным принципом в современном государстве становится распределения власти между законодательными, исполнительными и судебными инстанциями, то Византия демонстрирует другой принцип – идею двойного разделения властей «центр-периферия». Распределение управленческих компетенций происходит как по вертикали (центральные – провинциальные власти), так и по горизонтали (гражданские – военные).
«Вертикальное» и «горизонтальное» распределение государственного управления также «конкурируют» между собой в исторической перспективе. Например, Г. А. Острогорский, крупнейший специалист по истории Византии, считает, что для периода 1025-1081 годов характерным является «правление столичной чиновной аристократии», а вот период 1081-1204 годов выступает уже временем «правления военной аристократии». Постоянное соперничество между военными чиновниками («полководцами») и гражданскими бюрократами – это еще один важнейший элемент государственного администрирования в Византии, результат претворения принципа «центр-периферия».
Если история Византии начинается с территориально-административного управления диоцезами, потом – фемами (после 630 года) и заканчивается деспотатами (после 1204 года), то речь идет именно о механизме государственного управления «центр-периферия». Главной задачей государственного администрирования было не допустить концентрации властных компетенций в одних руках. Государственные чиновники обладали судебными полномочиями, но только в рамках своих компетенций.
Например, фема управлялась тремя чиновниками, назначаемыми императором. И все трое были наделены судебными полномочиями. Так военный чиновник (стратиг) обладал судебной властью не только над военными, но и осуществлял уголовный суд над всеми жителями фемы. Налоговый чиновник выступал судьей по всем налоговым спорам, в том числе и среди стратиотов (военных поселенцев). Были еще преторы (фемные судьи) – чиновники, которые осуществляли гражданское делопроизводство и судопроизводство. Крупные города на территориях фем выделялись в отдельное и независимое управление, имели своего чиновника (катепана), который имел собственные полномочия от центральной власти, а также был связан с местными сообществами (димами).
Так возникла «отраслевая» подчиненность, когда каждый отвечает (подчиняется и управляет) только перед «своими» людьми. И все вместе подчиняются лишь одному императору.
Далее см.
Наследники античного Рима: Россия и Византия в общих чертах
История о том, как император Византии стал похож на Президента России
Церковь и государство в Византии: симпатии, симфонии и другие обязанности будущей РПЦ
Пожалуйста, поддержите публикацию своими лайками! Большое спасибо!!