Найти тему

История о том, как император Византии стал похож на Президента России

Можно ли назвать Путина (или любого исполняющего обязанности Президента РФ) царем с точки зрения византийской государственно-правовой системы? Конечно, да!

Династия Ираклия, когда правители Византии стали именоваться царями (василевсами)
Династия Ираклия, когда правители Византии стали именоваться царями (василевсами)

В позднеримской империи, наследником и продолжателем которой является Византия («империя ромеев»), издаваемые от лица императора законы получили статус «leges» (имеющие наибольшую юридическую силу). Императорская власть таким образом становится институтом «высшей власти» и обладает соответствующим характером, т.е. представляет собой совокупность качеств potestas (быть реально исполняемой властью) и auctoritas (обладать правом на осуществление власти).

В дальнейшем институт императорской власти в позднеримском государстве получил в политической теории различные интерпретации и стал пониматься как «абсолютизм», «самодержавие», «суверенность» и т.д. В самой Византии начиная с 629 года императорская власть стала обозначаться как «царская» (власть василевса).

Но фактом является то, что император (василевс) выступает как носитель идеи «величия римского народа», имеющим право высказываться от лица всего «сообщества» (pluralis majestatis), т.е. становится источником всех властных полномочий.

Институт высшей власти (императора-василевса) развивается вместе с важнейшей процедурой легитимации власти – аккламацией («признанием»), когда Сенат объявлял избранного императора, а народ и армия приветствовали, т.е. встречали аплодисментами представляемого им на ипподроме василевса.

Таким образом, императорская власть в Византии получает официальное разрешение представлять «величие и могущество римского народа» от традиционных республиканских институтов Рима («римского народа» и «римского Сената») с подтверждением от третьего, появившегося в эпоху принципата, института – «армии». И, значит, можно говорить о государственно-политической преемственности (неразрывности) – закономерной эволюции римских республиканских институтов.

Герб Российской республики (Временного правительства) в 1917 году
Герб Российской республики (Временного правительства) в 1917 году

Легитимность верховной власти подчеркивается важнейшим (основополагающим) событием византийской истории – кодификацией римского права во времена Юстиниана Великого. Дигесты Юстиниана становятся правовой основой (фундаментом) византийской государственности и задают рамки легитимной деятельности императоров. Византийские правители должны каждый раз поступать таким образом, чтобы каждое их решение подчеркивало преемственность и нерушимость государственной власти (исполнения римского законодательства).

В непрерывности римских государственных и правовых традиций заключается легитимность (право на существование) и самого византийского государства. Это хорошо понимают сами византийцы, которые поэтому и называют себя «ромеями», т.е. «римским народом» (источником, пусть и не единственным, государственной власти).

Признаем, что никогда в истории римской государственности народ не был единственным источником государственной власти. В республиканский период было два источника власти («римский народ» и «римский Сенат»), в императорский период становится три источника власти («римский народ», «римский Сенат», «армия») и, наконец, в период Византии возникает четыре источника власти («римский народ», «римский Сенат», «армия» и «василевс»).

Конечно, реальные возможности и взаимоотношения этих источников власти в римском государстве меняются в ходе исторического процесса. Но само их существование становится предметом политической рефлексии и служит основанием для разных государственно-политических теорий. Например, идеи «народного суверенитета», реализованного в Конституции РФ (Ст. 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»).

Герб Российской Федерации в 2017 году
Герб Российской Федерации в 2017 году

Если говорить о Византии, то процедура аккламации вполне может найти свое обоснование в положениях, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправлении» и «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (Ст. 3).

В процессе аккламации василевс получал свою легитимность, что также напоминает нам о положениях Конституции РФ в Статье 80, что Президент РФ «является главой государства», «является главой Конституции РФ … обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти», «в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики», «как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях» (Ст. 80).

Таким образом, василевс становится носителем идеи суверенности «римского государства» и получает право выступать от лица «римского народа», «римского Сената» и «армии». Власть византийского императора ограничивается наличием принципа верховенства права (необходимо следовать римским законам), отсутствием закона о престолонаследии (нет наследственной власти), требованием соответствовать христианским идеалам, а также некоторой властной «системе сдержек и противовесов». Чем такая ситуация отличается от «президентской системы» правления в РФ? Да, по большому счету ничем.

Далее см.

Наследники античного Рима: Россия и Византия в общих чертах

«Вертикаль власти» вместо «выборов»: чему Византия научила Российскую Федерацию

Церковь и государство в Византии: симпатии, симфонии и другие обязанности будущей РПЦ

Пожалуйста, поддержите публикацию своими лайками! Большое спасибо!!