Никогда не сталкивались с тем, что приходили к юристу, рассказывали про то, как хотите зарегистрировать свой логотип или бренд, чтобы вашу продукцию или услуги узнавали на рынке, а он в ответ начинал рассказывать про какой-то товарный знак? Было такое? До сих пор не можете понять, почему?
Все довольно-таки просто. Дело все в том, что когда вы начинаете рассказывать про идентификацию потребителем вашей продукции или услуг на рынке, квалифицированный юрист понимает, что вам нужна интеллектуальная собственность, а если быть еще более точным, то вам нужно средство индивидуализации. Поняв, что вам нужно, этот самый юрист заглядывает в Гражданской кодекс России, которым регламентируются вопросы интеллектуальной собственности, и видит в статье 1225, что там нет ни брендов, ни логотипов, но зато есть товарные знаки, которые как раз и выполняют те функции, которые вам нужны.
Вот именно в этом и заключается весь конфликт между предпринимателями и юристам. Предприниматели просто используют тот понятийный аппарат, который знают, можно сказать бытовой. Юристы же. привыкшие работать с законами, руководствуются теми понятиями, которые в законах закреплены.
Однако не стоит так уж хвататься за голову, здесь нет никакой проблемы. По большому счету, все три понятия взаимозаменяемы. Нет, я не говорю, что это синонимы, ведь различия между ними все-таки есть.
Так, например, сам термин «логотип», несмотря на различные подходы к ему использованию и толкованию в законодательстве, судебной практике и доктрине, можно рассматриваться, как «оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения с использованием специальных шрифтов» [Гришаев С.П. Правовая охрана товарных знаков // Подготовлено для системы КонсультанПлюс. 2007]. Такое отношение к логотипу представляется вполне обоснованным и связано с переводом данного слова с греческого языка. По-гречески «логос» означает слово, а «типос» - отпечаток, т.е. слово «логотип» можно перевести с греческого как «отпечаток слова». Однако в качестве товарного знака могут быть использования не только слова или словосочетания, но и изображения, музыкальные композиции и даже их объединения.
Под брендом же чаще всего понимается нечто, уже широко известное на рынке, раскрученное, что уже все знают. Это может быть какой-нибудь товар или услуга. Может быть даже их совокупность. Со временем брендом становится любая продукция или услуги какого-то производителя. И данные бренды не обязательно могут иметь изображение, которое используется для их индивидуализации. В свою очередь, товарный знак не обязательно является широко известным и раскрученным.
Как можно видеть, логотипы, бренды и товарные знаки на практике не являются синонимами в полном смысле этого слова. Однако эти понятия очень близки. Именно по этому, когда вы обращаетесь к юристу с просьбой зарегистрировать или защитить ваш логотип или бренд, не стоит пугаться, когда он начинает говорить или заниматься товарным знаком. Юрист просто переводит ваши желания и чаяния в юридическую плоскость, а также облекает их в доступные юридические формы.