Стоит ли винить в проблемах современной России «тяжкое византийское наследие»? Что собой представляет Византия как государство? Как на самом деле происходило государственное управление в «ромейской» империи?
Сначала подчеркнем, что в развитии системы государственной власти Византия занимает особенное место. Это связано с тем, что Византия являет собой первый пример «сильного централизованного государства с мощной армией и развитой бюрократией, власть которого имеет публичный характер и опирается на кодифицированное право» (С. Я. Гаген). И, значит, «все, к чему Европа будет идти долгими путями своего исторического развития, было в концентрированном виде уже заложено в Византии» (М. А. Поляковская).
Таким образом, Византия выступает в качестве «модели идеального государства». Это «конструкция», которая повторяется не только в государственной системе России, но и всех других стран «западного» образца. И в этом смысле, Византия – этот не только «колыбель» современной цивилизации, но и некоторый «недостижимый образец» (ориентир, которому пытаются следовать).
Но, к сожалению, история Византии как государства подчас скрывается в сонме ложных представлений (мифов, предрассудков, идеологических напластований).
Тем не менее, мы постараемся указать основные черты византийской традиции государственного управления, опираясь только на факты и не используя такие «общераспространенные» теоретические абстракции как «абсолютизм», «феодализм», «цезарепапизм» и т.п.
Герб Палеологов, последней правящей династии Византии
Выделим для рассмотрения три основных вопроса – 1) легитимность верховной власти в Византии, 2) эволюцию централизованного управления государственными территориями, 3) отношения светской и религиозной власти в государстве.
Византия является государством, которое просуществовало более тысячи лет (до 1453 года). Система государственного управления, конечно, подвергалась изменениям (эволюции). Но основные принципы оставались неизменными. Более того, эти принципы нашли свое воплощение в современных институтах государственного администрирования.
Во-первых, к ним относится институт верховной власти – императорская власть в Византии возникла в результате эволюции римских государственных традиций, была выборным институтом и требовала прямого признания со стороны «народа» (важнейшего источника суверенной власти).
Во-вторых, институт разделения властей начинает свое развитие именно в государственном управлении Византии. Речь пока еще не идет о разделении трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Византия признает только многочисленное «дробление» компетенций среди представителей чиновничьего аппарата, обязательное разделение гражданской и военной администрации, иерархическое распределение полномочий чиновников столицы («центра») и провинций («периферии»).
В-третьих, институт христианской Церкви в государственном администрировании берет на себя функции омбудсмена при верховной императорской власти. Христианские иерархи выступают в качестве «полномочных представителей» («уполномоченных по правам человека» и т.п.) византийского императора. Священнослужители действуют от имени «высшей правды», и в этом совпадают интересы Бога (носителя истины, добра и красоты) и императора (носителя идеи общего блага).
Признаем, что это очень сильно напоминает политическую ситуацию в современной России. Это и сильная президентская власть при формальном «суверенитете народа». И наличие полицейского государства, когда по факту трудно становится разделить интересы исполнительной, судебной и законодательной власти. И влиятельность РПЦ как социального института и персонально представленного «святейшим патриархом» с претензией на «важнейшую роль» в российском государстве.
Разница же заключается в том, что схожие властные механизмы были для Византии «плюсами», а вот для России оказываются сплошь и рядом «минусами». Про российские недостатки и писать не нужно. Все ведь и так очевидно. А вот позитивные качества Византии как государства рассмотрим подробнее.
Далее см.
История о том, как император Византии стал похож на Президента России
«Вертикаль власти» вместо «выборов»: чему Византия научила Российскую Федерацию
Церковь и государство в Византии: симпатии, симфонии и другие обязанности будущей РПЦ
Пожалуйста, поддержите публикацию своими лайками! Большое спасибо!!