Миф 1. О деньгах. 💶
▫️Для многих РПЦ представляется едва ли не финансовой империей. На глазах возрождаются древние храмы, возводятся новые монастыри, многие помещения, прежде числившиеся за музеями и прочими учреждениями культуры, передаются Церкви. Находится немало людей, которых это возмущает.
▫️ Это кажется признаком богатства или роскоши. Некоторым не дают покоя и личные деньги в карманах священников. Наличие автомобиля и сколько-нибудь приличного мобильного телефона воспринимается как грубое противоречие христианскому идеалу смирения. По-видимому, истинный служитель Церкви должен передвигаться по городу исключительно пешком и держать себя и свою семью впроголодь.
▫️Каждый человек воспринимает окружающий мир в меру своей испорченности. Поэтому для человека жадного препятствием вхождения в Церковь является ее материальное положение, равно как и финансовый достаток духовенства и его самого.
РПЦ понесла огромные утраты после 1917 года.
▫️Таких потерь не понес ни один социальный институт – ни армия, ни медицина, ни школа. Это притом, что сами священники были сословием совершенно безопасным и безобидным, не склонным к преступлениям или вооруженному сопротивлению. И на это сословие, несшее просвещение в народные массы, неизменно игравшее роль миротворца, была обрушена такая ненависть, какую сегодня объяснить очень трудно. Даже в отношении имущества. Храмы не просто отнимались – они всегда во что-то переделывались или просто сносились под фундамент.
▫️Поэтому мне кажется, что государству, да и самому народу, нужно еще очень долго рассчитываться с Церковью.
В постсоветское время нам разрешили восстанавливать то, что было разрушено и разграблено. Но кроме этого разрешения мы не получили никакой существенной поддержки. В тех случаях, когда государство начинает активно восстанавливать какие-либо храмы, церковь к финансам не подпускается. Восстановление ведется государственными или частными строительными компаниями, и церковь никогда не получает денег напрямую.
▫️Кроме того, практически все храмы в той или иной мере выделяют средства от своего дохода на решение государственных и национальных проблем – опекают тюрьмы, приюты, детские дома и прочие социальные учреждения. Я не знаю ни одного священника, к которому не обращались бы с проблемами пьянства, наркомании или иных трудностей внутри семьи. Церковь проделывает огромную работу, но никогда не рекламирует свою деятельность. Совершенно иначе дело обстоит за рубежом.
▫️Я знаю швейцарского православного священника, который руководит реабилитационным центром для наркозависимых. Для того, чтобы он мог осуществлять такую деятельность, государство предоставило ему полностью отремонтированное и оборудованное помещение, выделило все необходимые ставки – психолога, специалиста по трудоустройству, медработников и прочих. Да и сам священник получает зарплату за ту работу, которую он выполняет. У нас такой активной поддержки со стороны светской власти мы не наблюдаем.
▫️Мы, в отличие от западных церквей, не контролируем доходы наших прихожан. Мы не контролируем суммы, на которые они покупают свечи. И если у священника есть машина, значит, ему кто-то её подарил. Иногда сам священник или его жена происходят из благополучной семьи, и ему, как любящему сыну или хорошему зятю, вполне могут купить неплохое авто. Он ездит причащать больных, исповедовать, соборовать, отпевать. Поэтому у священника и должен быть хороший автомобиль. Как правило, это вызывает возмущение тех людей, которые сами в храм ничего не жертвовали.
▫️О благосостоянии отдельных священников я могу рассказать на своем примере. По окончании семинарии я стал служить в храме мучеников Александра и Антонины в Селище. Пришло время, 1989 год, – владыка Александр дал благословение открыть приход в Ильинской церкви. Он дал мне только благословение. Где я возьму певчих и зарплату для них? Где я возьму деньги на облачения и богослужебную утварь? Все это мои личные проблемы. В этом отношении современный священник представляет собой абсолютный «спецназ»: он сам ставит себе сверхзадачу, сам ее выполняет и потом идет докладывать о выполнении. Приход неимеет бюджетного финансирования свыше. Когда храм начинает получать какие-то деньги, он должен перечислять часть средств в епархию, потому что ей нужно на что-то содержать семинарию, канцелярию, типографию и осуществлять при этом благотворительные и образовательные проекты. А епархия в свою очередь перечисляет деньги в патриархию, которая содержит московские, санкт-петербургские и иные семинарии, академии и монастыри. Поэтому наша финансовая система растет «снизу», а не «сверху», как привыкли думать светские люди.
О. Виталий Шастин
Общался: Александр Саранин