Федерация профсоюзов Беларуси выступила с инициативой установить у подножия Кургана Славы на площадке с боевой техникой штурмовик Ил-2 — легендарный самолет времен Великой Отечественной. В 1941 году он уже был на вооружении советских военно-воздушных сил и прошел всю войну. За все это время с конвейера сошло 36 тысяч Ил-2 различной модификации (они были и одноместные, и двухместные). Этот самолет стал самым массовым в истории авиации. И вдруг сразу после Великой Победы Ил-2 завершает свою боевую историю. Почему же такая судьба была уготована штурмовику?
Был период, когда летчикам разных стран, в том числе и советским, война в небе представлялась как противостояние воздушной техники, управляемого пилотами-асами, главной целью в котором было сбить врага. Но потом пришло понимание, что просто в уничтожении вражеских самолетов мало какого-то глобального смысла. Все судьбоносные для хода войны события происходили на земле, и для авиации на первое место вышла поддержка сухопутных войск. Эту задачу и выполняли штурмовики, которые наносили удары по врагу на земле и на море.
В годы Великой Отечественной войны в Красной Армии основу штурмовой авиации составляли Ил-2. Их появление в небе с оптимизмом встречали солдаты в окопах, которые прозвали эти самолеты «летающими танками». К слову, вооружение, которым был оснащен самолет, позволяло уничтожать бронетехнику на земле.
Примером того, как воевали на Ил-2 летчики-штурмовики, может служить боевой путь уроженца Пуховичского района лейтенанта Владимира Шиманского. Родом он из деревни Вороничи. С 1942 года сражался на Ленинградском фронте в 943-м штурмовом авиаполку 277-й штурмовой авиадивизии 13-й Воздушной Армии. В январе 1943 года он был представлен к ордену Отечественной войны II степени. В наградном листе отмечено: «На протяжении 13 и 14 января выполнил три успешных боевых задания, в результате которых было повреждено и уничтожено 17 железнодорожных вагонов с грузом и живой силой противника, свыше 25 автомашин с живой силой противника, что способствовало успешному продвижению наших войск».
Очередную свою награду, орден Красной Звезды, летчик получил уже в феврале. В описании подвига сказано: «С 16 по 10 февраля 1943 года провел 9 успешных боевых вылетов на штурмовку сооружений, техники и живой силы противника. В результате штурмовых действий повреждено и уничтожено: 1 самолет в воздушном бою, орудий разных калибров лично и в группе — 45, автомашин — 46, минометов — 3, склад с горючим, железнодорожных вагонов — 5 и 120 человек живой силы противника… 10 февраля 1943 года провел 4 эффективных боевых вылета, в результате которых разгромлен штаб 2-го пехотного полка дивизии “СС”, повреждено и уничтожено: 1 артбатарея, 3 автомашины и до 60 человек живой силы противника. При выполнении четвертого боевого вылета, был подбит зенитной артиллерией противника, но благодаря отличной технике пилотирования привел трудноуправляемый самолет на свой аэродром».
В свой последний полет Владимир Александрович Шиманский отправился 11 августа 1943 года. Он с товарищами получил задание разгромить вражескую автоколонну. Шиманский был командиром взвода и вел шесть «илов» к цели, которую они обнаружили на опушке леса. После первой атаки появились немецкие истребители, и Шиманский увел шестерку в безопасный район. Когда угроза миновала, штурмовики вернулись и продолжили свое дело. И тут в самолет Шиманского угодил зенитный снаряд. Горящий самолет стал быстро снижаться, экипажу стало ясно, что до линии фронта они не дотянут, а если выпрыгнут — попадут в плен. Шиманский и его воздушный стрелок сержант Павлов принимают решение направить свой Ил в гущу немецких машин. Они повторили подвиг Николая Гастелло.
Штурмовики действительно были уязвимы для зенитной артиллерии, так как задания свои выполняли на небольшой скорости и малой высоте (можно себе лишь представить, сколько личного мужества требовалось пилотам, которые хорошо это понимали). А в небе сложно им было только в противоборстве с более быстрыми вражескими истребителями — относительно тихоходные бомбардировщики и транспортники врага они сбивали вполне успешно. Но штурмовики берегли, и один на один с вражескими истребителями их практически не оставляли: во время боевых вылетов Ил-2 всегда сопровождали самолеты прикрытия. В сети можно найти воспоминания летчика-истребителя Виталия Клименко. Он рассказал, что когда они сопровождали штурмовиков, то не стремились сбивать вылетавшие на перехват немецкие самолеты, а старались не давать сбить своих. Отогнав немецких перехватчиков от прикрываемых Ил-2 на некоторое расстояние, советские истребители не атаковали, а выходили из боя и возвращались, чем удивляли немецких асов, всегда стремившихся сбить противника. Он пишет: «Ил-2 нельзя было надолго оставлять в одиночестве, ведь их могли атаковать другие группы истребителей противника с других направлений. А за каждый потерянный Ил-2 по прилету жестко спросят. За то, что бросил без прикрытия штурмовиков над линией фронта, можно было легко пойти в штрафбат. А за несбитый “мессер” — нет». Из этой небольшой цитаты понятно, как в небе расставлялись приоритеты, и насколько ценились самолеты штурмовой авиации.
Свою роль Ил-2 сыграли и в ходе освобождения Пуховщины в июле 1944 года. После того, как была завершена Бобруйская наступательная операция, главной целью действовавших на этом направлении советских войск стал Минск, путь к которому лежал и через этот район. Частям и соединениям, освобождавшим Пуховщину, поддержку с воздуха оказывала 16-я Воздушная Армия под командованием генерал-полковника Сергея Руденко. На 24 июня 1944 года (начало операции «Багратион») в ней насчитывалось 2 319 боевых самолетов, из них 661 штурмовик.
События развивались стремительно: 29 июня был освобожден Бобруйск, 2 июля Марьина Горка, а уже 3 июля — Минск. Штурмовики в основном работали по скоплениям вражеской техники и живой силы, обеспечивая продвижение вперед танкам и пехоте. В журналах боевых действий 16-й Воздушной Армии 1 июля была сделана такая запись: «Действовать в интересах 3-й и 48-й армий по целям, полученным от командующих этих армий. Быть готовым наносить удары по району Пуховичи, Марьина Горка (4-й шак (штурмовой авиационный корпус — Прим. Авт.), 3-й бак (бомбардировочный авиационный корпус. — Прим. Авт.). Штурмовикам и истребителям действовать в интересах подвижной конно-механизированной группы и быть готовым к удару по противнику в районе Пуховичей и Марьиной Горки». И как итог дня: «Вылетов совершили 99 штурмовиков, не вернулись два Ил-2».
2 июля командующий армией ставит задачу 199-му штурмовому авиационному полку 4-го штурмового авиационного корпуса в течение дня по данным своей разведки, группами по 6-8 «илов» под прикрытием истребителей 286-го истребительного авиационного полка уничтожать мотомеханизированные войска на дорогах у определенных населенных пунктов, в том числе и у Дукоры, где противник попытался задержать советские танки на переправе через Свислочь. Эта река стала своеобразным рубежом, у которого немцы попытались остановить наступавшие советские войска. Сергей Игнатьевич Руденко в своих воспоминаниях писал: «На минском направлении 1-й гвардейский танковый корпус генерала М.Ф. Панова, наступавший на Пуховичи, 29 июня завязал бой у реки Свислочь с двумя пехотными и одной танковой дивизиями, переброшенными сюда из Прибалтики. На помощь ему были высланы штурмовики. При активной поддержке с воздуха танкисты 2 июля преодолели вражескую оборону…». И больше на минском направлении для 1-го гвардейского танкового корпуса серьезных преград не было.
В основе всех больших побед лежит напряженный ежедневный ратный труд. Каждая уничтоженная штурмовиками колонна живой силы и техники противника, каждая удачно проведенная разведка в быстро меняющейся оперативной обстановке приближали Победу. Легендарные Ил-2 возложенные на них задачи в боях за освобождение Беларуси успешно выполнили. Боевая машина, установленная у Кургана Славы, будет памятником и нашим землякам, воевавшим на этих самолетах на разных фронтах, и летчикам, освобождавшим Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
Наталья Пархомчик
Статья на Млын.by