Что-то холодом повеяло: это Мадс Миккельсен застрял посреди заснеженной пустыни Арктики. Фильм, в котором потерпевший крушение летчик выживает, и помогает выжить другим, заслужил стоячие овации во время премьерного показа в Каннах и был назван одним из лучших представителей жанра survival драмы.
Кино "Затерянные во льдах"
Много дней главный герой картины, некий летчик-инженер Хаксли ждет спасения рядом с упавшим самолетом. Далеко отходить от убежища нельзя, это равносильно самоубийству. Вокруг лишь сугробы, белая пустошь, а температура воздуха из-за сильных ветров может опускаться до минус 50 ⁰С. Нет топлива для костра, нет оружия для защиты от медведей, да и направления он не знает – нет карты местности.
Кабина самолета спасает от ветра, сырая рыба от голода, тщательно продуманный распорядок дня – от отчаяния. Каждое утро Мадс просыпается по будильнику, и занимается рутиной: поднимается на гору, чтобы поймать связь хоть с кем-нибудь для подачи сигнала бедствия, чертит на снегу гигантскую надпись SOS, прорывая лопатой глубокие тоннели, достает рыбу, попавшую на крючок из проруби. Таким образом можно протянуть еще очень долго.
Но, однажды, на зов о помощи, наконец, откликается пара спасателей. Вертолет уже почти сел рядом с Хаксли, но началась пурга, пилот не справился с управлением. Вертолет падает, пилот погибает. В не себя от разочарования и горя, Хаксли бежит к месту трагедии, где находит пассажира. Девушка тайка еле дышит, находится в бессознательном состоянии, она ранена, но жива.
Ты не одинока
До слёз пронимает, когда ужасно одинокий Хаксли шепчет ничего не понимающей иностранке: «Всё хорошо, ты не одинока». Он привозит девушку на импровизированных санях к своему лагерю, промывает рану, как может, пытается кормить. Оставляет на корпусе вертолета надпись: двое выживших в долине на юге. Но без должного ухода девушка долго не протянет. И ее могилка появится рядом с могилками коллег, не переживших катастрофу.
Встает выбор: ждать помощи дальше, или рискнуть, отправившись на поиск метеостанции. Раньше на кону была одна жизнь, теперь две. Хаксли трогательно гладит фотографию семьи тайки, вспоминая о своих родных. Наверняка, его дома тоже ждет семья. Об этом мы можем только догадываться.
За всю картину мы услышим лишь редкие фразы, и не увидим ни одного флэшбэка. История происходит здесь и сейчас, и, главное в ней, не то, кто такие эти люди, а, что они способны сделать перед лицом смерти.
Девушке делать ничего не придется – она приходит в сознание лишь на короткие мгновения. Хаксли должен спасти ее. А, может, это она спасает Хаксли? Появление раненной толкает героя на поступок, на который он ни за что бы не решился один. Кроме того, в вертолете нашлась карта. Это уже что-то, можно выдвигаться. Если бы не белый медведь, идущий по следу путников.
Огромный хищник выступает в роли антагониста, как будто ужасной природной стихии мало. Что ждет отчаявшихся людей в пути? Один истощен, вторая стала тяжелым грузом. Ветер сбивает с ног, лишает видимости, так еще и медведь почуял легкую добычу.
Новаторство режиссера Джо Пенна
Режиссер дебютант взял одного их лучших актеров, сильный сценарий, и соединил эти два элемента на живописных просторах загадочной Исландии, которая стала местом съемок. Герой Миккельсена мужественно сражается с природой, не только арктической, но и человеческой, с собственной природой. Его стойкое нежелание поддаваться эмоциям делает историю еще более эмоциональной. Драма считывается мельчайшими деталями: то же поглаживание фотоснимка, дрожащие руки над баллоном с тоненькой огненной струйкой, аккуратное объятие укутанной в самые теплые вещи девушки. Чувство одиночества проникает и в сердце зрителя, зарождается чувство отчаяния, которое так упорно не хочет подпускать к себе герой Мадса.
Новаторство новой картины про выживание человека заключается в том, что Джо Пенна не манипулирует сентиментальностью зрителя. «Затерянные во льдах» — это суровое мужское кино без слёзовыжимательных отсылок, воспоминаний. Герой раскрывается через поступки. Мы так и не узнаем о Хаксли ничего кроме того, что увидим в рамках этой конкретной истории. Такой прием позволяет не только лучше сосредоточиться на самом сюжете, но и поставить себя на место этого человека. Любовной линии тоже не будет – всю мишуру, голливудские повороты сюжета, режиссер исключил полностью. По мнению Пенна, как и многих критиков, потеряться в ледяной пустыне уже достаточно страшно и печально. Ни к чему искусственно раскручивать сюжет, «дожимать» зрителя.
Такой подход работает на 100%. К финалу зритель чувствует себя эмоционально истощенным, страдающим. К финалу, уже не веришь в счастливый исход. Принимаешь любой исход, потому что устаешь не меньше героя, десятки км тащившего умирающую женщину. А он не сдался. История жизнеутверждающая – она вселяет веру в человека, в способность выстоять, если, конечно, иметь хорошую силу воли и способность сохранять ясный разум.
Пара занятных фактов:
- В фильме снимался настоящий белый мишка. Большой и страшный.
- Когда пилот пишет на вертолете имя тайки, он смотрит в ее документы, пытаясь скопировать слово на незнакомом языке. В итоге, он ошибается, и вместо ее имени пишет словосочетание «Водительские права».
Рекомендуем к просмотру этот замечательный, сильный фильм.