Найти тему
6000 миль до Голливуда

Пираньи Неаполя

Оглавление

(La paranza dei bambini, 2019, Италия)

Пацаны района Санита (Неаполь) передают привет пацанам из соседнего района и свои заверения в крепкой и нерушимой дружбе.
Пацаны района Санита (Неаполь) передают привет пацанам из соседнего района и свои заверения в крепкой и нерушимой дружбе.

Обретя мировую известность со своей книгой о неаполитанской мафии Каморре "Гоморра" (экранизирована в 2008-м , реж. Гарроне), особенно после того, как мафия приговорила его к смерти, писатель и журналист Роберто Савиано продолжает эксплуатировать благодатную для него тему. На сей раз - написав сценарий по своей третьей книге и всучив его режиссёру Джованнези, одному из тех, кто работал над телесериалом "Гоморра". Однако увы- попасть в яблочко и собрать такой же впечатляющий букет наград и номинаций, как картина Гарроне, у "Пираний Неаполя" не вышло.

Причины тому вполне очевидны. Кино получилось до обидного беззубым и бескровным, при том, что его герои ходят с оружием и сталкиваются с конкурирующими бандами. А, во-вторых, при всём своём знакомстве с криминальной "матчастью" Неаполя, Савиано не придумал ничего лучше, как в ...дцатый раз перепеть нам "Лицо со шрамом" . Со всеми его предсказуемыми драматическими ходами и эволюцией характеров. А также с затёртой до проплешин моралью в духе "за всё надо платить, слышь, ты понял, да?".

Перефразируя автора одной смешной интернет-картинки: "Пролетарий! Хорош на заводе корячиться! Наркоторговля и приятнее, и лучше оплачивается!"
Перефразируя автора одной смешной интернет-картинки: "Пролетарий! Хорош на заводе корячиться! Наркоторговля и приятнее, и лучше оплачивается!"

Разве что местные "тони монтаны" начали свой путь к успеху довольно сопливыми: главный герой Никола - с 15 лет, а кое-кто и того раньше. Причем начали вовсе не от беспросветной нищеты. Какое там, если тот же Колян жил с матерью и младшим братом в двухэтажном особнячке, ездил на скутере, а мать держала свой магазинчик одежды. Да и его кореша не походили на оборванцев и почти каждый из них тоже имел скутер. Так чего же ещё всем им хотелось от жизни, если она не заставляла их голодать и побираться?
Знамо дело, чего - больших бабок, чтобы купить настоящие "ништяки". И, обвешавшись ими, ходить в крутые клубы, где тусят фотомодельные девчонки повышенной длинноногости и не самых скромных запросов к своим ухажерам.

Во имя такой чистой и светлой цели Колян с друганами и грабанули средь бела дня магазинчик дорогих часов. Правда, балдеть от своей крутизны им довелось недолго. Поскольку все они были туповаты, вскоре их нашли криминальные хозяева района, мужики из Каморры, которые надавали им по шеям и отобрали всё награбленное. Но пацаны не отчаялись. "Дяденьки, а возьмите нас, пожалуйста, к себе на работу, а?", - внезапно попросил Колян, потирая ушибленную шею. А дяденьки переглянулись и вдруг взяли да согласились - видимо, в тот год шестерки на побегушках у мафии были в Неаполе в большом дефиците, раз туда брали даже таких балбесов, как эти.

Нет, это не грабёж, а просто неапольская школота вежливо просит у взрослого грубияна больше её так не называть.
Нет, это не грабёж, а просто неапольская школота вежливо просит у взрослого грубияна больше её так не называть.

Как бы то ни было, но даже на самом нижнем уровне бандитской иерархии в карманы к пацанам потекли такие "бабки", что все их понтовые мечты вскорости стали явью. И всё-таки про Тони Монтану не сняли бы фильм, кабы ему нравилось быть мафиозно шестеркой и он не планировал подмять под себя весь Майами. Колян, правда, в силу своего возраста таких размашистых амбиций пока не питал и весь Неаполь был ему не нужен. Но деньги и власть так ему понравились, что их захотелось ещё больше и желательно побыстрее.

Выскочить в дамки Коляну помогло удачное стечение обстоятельств, когда однажды боссов Каморры загребла полиция и пацаны решили изгнать из района обезглавленную шайку, что держала тут масть и на которую они, собственно, доселе работали. Ради чего они без ложной скромности переметнулись под другую "крышу". И, выпросив у неё оружие, с гиканьем помчались кошмарить бывших работодателей и прибирать к рукам их кормовые угодья. Короче говоря, продолжили следовать заветам Тони Монтаны, даром что, в отличие от пацанов из "Гоморры", поминавших его на каждом шагу, Колян ни разу "Лицо со шрамом" не процитировал.

Ещё по первой экранизации книг Савиано мы поняли, что до полиции в Неаполе  и в мегафон не докричаться. В этом фильме ситуация нисколько не улучшилась. Скорее, наоборот: полиции здесь никто не боится, поскольку на улицах её попросту нет.
Ещё по первой экранизации книг Савиано мы поняли, что до полиции в Неаполе и в мегафон не докричаться. В этом фильме ситуация нисколько не улучшилась. Скорее, наоборот: полиции здесь никто не боится, поскольку на улицах её попросту нет.

***

В общем, фильм, конечно, небезынтересный. Однако желание Роберто Савиано порадовать нас вместо уникальной и многослойной истории, как раньше, простенькой вариацией "Лица со шрамом", выглядит явно шагом назад. Также в картину подливает дегтя детский уровень насилия и жестокости, слабоватые актёры и скомканный, буквально оборванный на полуслове финал, от которого ждешь многократно большего. И который обламывает зрителя с такой силой, что даже начинаешь жалеть о потраченном на "Пираний Неаполя" времени. Причем ничто этого облома не предвещает. И до него, повторюсь, фильм производил пусть не восторженное, но вполне благоприятное впечатление.

Трейлер фильма: