«Ваш звонок очень важен для нас» и «В настоящий момент абонент недоступен» - этими двумя формулами можно в общем резюмировать обратную связь, к которой большинство из нас привыкли. Она либо безличная, формалистская и откровенно не несет никакой смысловой нагрузки. Либо за ней тянется километровый липкий след елея, неискренности и непонимания, зачем и кому эта обратная связь вообще была нужна. Давайте договоримся сразу, что нам так не нравится и мы так не будем.
Обратная связь - это ваш основной, если не уникальный, метод влиять на происходящее. И я говорю не только о деловой стороне жизни; в браке или любых личных отношениях все аналогично. Как ваш руководитель/коллега/партнер поймет, что вы чувствуете и думаете, если вы не будете открытым? Конечно, привычнее сжимать зубы и терпеть, пока боль не станет невыносимой - и тогда за два с половиной часа обвинительных криков высказать все. Ну а после один маршрут, на выход с чемоданом или заявлением об уходе. Так тоже себя ведут, но только те, кто считают честность вынужденной мерой наказания в любых человеческих отношениях. Идут на откровенность как на казнь, будучи уверенными, что каждый чувствительный разговор завершится слезами и крахом всех надежд. Не сознавая, что возможность говорить друг с другом и оттого надеяться на улучшение отношений, углубление близости между людьми, повышение уровня доверия - все это самая большая награда для нас.
Когда мы не копим и не подавляем в себе чувств обиды, непонятости, непризнанности, то сохраняем способность видеть и то, как нас любят, оберегают, ценят. Заметьте, эти чувства в нас может вызывать один и тот же человек. И чаще всего разыгрывается именно такой сценарий. Но мы по какой-то причине норовим не поддерживать здоровый баланс на этих эмоциональных весах, а усесться в одну из противоположных чаш и надолго замолчать. Так мы оказываемся в состоянии либо полного подчинения, слепого обожания и отрицания любых нежелательных действий со стороны партнера/руководителя. Либо наполняемся заведомой ненавистью и уже не ждем ничего хорошего, просто проживая каждый день рядом с тираном.
Начать относиться к обратной связи как привилегии и бережно осваивать ее инструменты хорошо бы уже сейчас. Чтобы не терять времени и не рисковать значимыми отношениями. Тренировать привычку честного разговора самому и помогать вырабатывать навык своей команде можно на одном упражнении. Пробуйте записывать возникающие ощущения и рефлексии на взволновавшую вас ситуацию, фиксировать оценки того или иного действия коллеги/руководителя/партнера. Не бойтесь выразить гнев, обиду, непонимание - главное обязательно обоснуйте и пропишите, что вызвало эти чувства. Лучше всего писать самые настоящие письма, адресованные тому, с кем вы ведете этот честный диалог. Только пока не отправляйте их. Потребуется еще какое-то время, прежде чем вы сумеете более взвешенно и объективно давать оценку и подготовитесь к очному разговору.
Не ждите, что вам предложат поговорить. Предложите первые. И не пытайтесь вписать эти разговоры в официальный ежемесячный и полугодовой формат. Попробуйте просто регулярно выходить в коллегами выпить кофе и сразу обсуждайте то, что волнует, без откладывания невысказанного в долгий пыльный ящик. Неважно, кто инициатор: запрос на обратную связь может возникнуть у любого члена команды, поэтому не бойтесь вызвать на диалог своего руководителя. Тем самым вы напомните лидеру команды о том, что его/ее задача не только быть эффективным гуру проджект-менеджмента, но и заботиться о людях.
Напоследок делю с вами самое сокровенное. Правило, которое я называю «помните о человеке». Вы даете обратную связь не машинке по производству годовых нефинансовых отчетов, а человеку. Почему-то мы стремимся об этом забывать и полагаем, что это признак нашего фантастического профессионализма. Но оценить качество отчета вы можете и без его создателя. А личный разговор - это всегда тонкая и точная настройка человеческих отношений. Именно в честном обмене вы знакомитесь с ЧЕЛОВЕКОМ, его особенностями, талантами, страхами, неуверенностями. И только такой разговор позволит вам открыть настоящий потенциал любого вашего коллеги. По достоинству оценить вашего партнера. Мысленно и вслух поблагодарить за то, что в вашей жизни оказался этот удивительный человек. Более мощного и созидательного инструмента ни в бизнесе, ни в личных отношениях я правда не знаю.
Больше смыслхаков, честных историй и бизнес-кейсов в нашем телеграм-канале https://t.me/charitybiz