Найти тему
ИА Хакасия

Министр Евдокимов: Нужен грамотный подход в угольной отрасли Хакасии

В ближайшие годы в Хакасии будет интенсивно развиваться угольная отрасль. Предполагается, что объемы добычи угля увеличатся в два раза за счет разработки Бейского каменноугольного месторождения. Власти видят в этом плюсы в виде роста инвестиций и налоговых поступлений. Однако общественники обеспокоены тем, что экология региона может серьезно пострадать. Активисты даже готовят акции протеста. Как власти региона видят перспективы развития угледобычи в Хакасии, в интервью ИА «SM-News» рассказал министр экономического развития республики Николай Евдокимов.

— Николай Викторович, какие планы по развитию угольной отрасли Хакасия ставит перед собой на ближайшие годы?

— К 2030 году объемы угледобычи должны составить 50 млн тонн в год, сейчас эта цифра составляет 24 млн тонн. То есть мы ожидаем рост более чем в два раза. Что это даст региону? Уже сейчас в угольной отрасли занято свыше 5 тыс. человек. С учетом семей – эту цифру смело можно умножать на три. Получается 15 тыс. человек у нас так или иначе связаны с угольными предприятиями – это много. В рамках производственных программ планируется увеличить численность занятых дополнительно в этой отрасли более, чем на 5 тысяч человек.

Плюс, конечно, угольщики дают весомый вклад в валовый региональный продукт (ВРП) – только за последнее время доля добывающей промышленности в ВРП выросла с 11 до 12,5%. Это существенный рост.

Наиболее перспективное в этом направлении — Бейское каменноугольное месторождение. Сейчас там осуществляют добычу четыре организации. В прошлом году состоялся конкурс по определению недропользователя участка Бейский Западный. Его выиграла компания «Коулстар» в лице разреза «Майрыхский». Больше в ближайшее время никаких участков на торги выставлять не планируется.

— Как решается вопрос освоения новых участков? Какие документы выдает и согласовывает Москва, какие местные власти?

— Распределение новых участков и контроль за их освоением – это полномочия федеральных органов власти – Роснедр, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора.

Правительство Хакасии во взаимодействии с федеральными органами осуществляет контроль за последующей деятельностью угледобывающих предприятий региона.

— Может регион повлиять на то, чтобы этих участков было больше или меньше? Если жители республики недовольны, можно что-то изменить?

— Больше новых участков недр в сфере угледобычи в республике распределять не планируется. Существующие предприятия выиграли аукционы и конкурсы на разработку недр, которые проводило Федеральное агентство по недропользованию России.

В настоящее время нет оснований для отзыва действующих лицензий. Все недропользователи осуществляют добычу на основании утвержденных проектов, прошедших главгосэкспертизу в Москве.

Они получили заключение на проектную документацию, которая включает в себя не только производственную часть, но и экологическую, экономическую экспертизу. Это сводное заключение. Без него никто не имеет права добывать.

— Как быть с экологическими рисками? Регион может в этой части что-то контролировать?

— Задача министерства экономического развития — экономическое развитие, а вопросы по защите экологии находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия. На совещании под руководством главы Республики Хакасия приняты решения о контроле за состоянием окружающей среды, в том числе это касается перелива или откачки карьерных вод, которые должны проходить через очистные сооружения в полном объеме, чтобы не было несанкционированных сбросов воды на ландшафт, в реки и ручьи. Плюс это выбросы в атмосферу, которые осуществляются со стороны предприятий. Все стыкуется между федералами и региональными органами власти, которые следят за этим.

— Тут, безусловно, нужно учитывать соотношение вреда и пользы. Что получит бюджет Хакасии в результате развития угольной отрасли?

— Сейчас идет планомерная работа с угледобывающими компаниями по наращиванию платы в бюджет региона в части увеличения налога на прибыль, контроля платы по налогу на добычу полезных ископаемых.

Налог на доходы физических лиц платится исправно, тем более, что в угольной промышленности средняя заработная плата сложилась в среднем на уровне 60 тыс. рублей в месяц. Это тоже существенный фактор для региональной экономики.

Кроме того, в ближайшие годы угольщики намерены реализовать ряд крупных инвестиционных проектов. Развитие Бейского месторождения входит в проект «Енисейская Сибирь». В этом году на Красноярском экономическом форуме по инвестпроектам с компанией «Коулстар» были подписаны соглашения на сумму порядка 100 млрд рублей. В ходе реализации этих проектов планируется создать около 5 тыс. рабочих мест.

— Недавно глава Хакасии на совещании с угольщиками предложил провести комплексную экологическую экспертизу деятельности всех угледобывающих предприятий и получить экономическую оценку ущерба окружающей среде.

— Люди, которые живут в непосредственной близости от угольных разрезов, далеко не всегда довольны таким соседством.

Сейчас будет развернута серьезная работа, связанная с жестким контролем влияния на окружающую среду. В первую очередь это работа по контролируемым взрывам. Угольная пыль, взвеси выбрасываются в атмосферу, живущие рядом люди жалуются на то, что разрушаются их дома.

Необходимо регулировать как мощность взрывов, так и их частоту. В выходные, праздничные дни их надо исключить. Надо находить баланс интересов в виде частоты проведения взрывных работ и их силы. Если нужно разрыхлить горную массу объемом 200 тысяч кубометров, то можно сделать это в два приема — по 100 тыс. кубометров. Соответственно, уровень зарядов снижается. Интенсивность воздействия на строения, на атмосферный воздух, на иные объекты, снижается.

— Большой вред нанесен дорожной сети района, ведь уголь вывозится автомобильным транспортом. В какую сумму оценивается ущерб, и кто будет восстанавливать дороги?

— Это правда. Сейчас уже можно сказать, что дороги, которые связывают села Аршаново и Белый Яр, фактически выведены из нормативного состояния. Люди жалуются на то, что там колея и разрушенный асфальт. Эта дорога не предназначена для движения грузового транспорта с нагрузкой на ось свыше 6 тонн. И чтобы сохранить дорожную сеть, планируется в ближайшее время ввести ограничение по прохождению грузового транспорта по этой дороге. Собственно, это позволит перевести транспортировку на железную дорогу, а также через понтонный мост на реке Абакан, который построил разрез «Аршановский». Этими мерами мы вынуждаем переходить на железнодорожную отгрузку.

По оценке Минтранса Хакасии, чтобы привести в порядок дороги, по которым осуществляется транспортировка угля, потребуется 2,4 млрд рублей. Я думаю, угольщики будут участвовать в их восстановлении. На этом тоже будет акцентировано внимание.

— Расскажите подробнее о развитии железнодорожной инфраструктуры. Какие логистические задачи предстоит решить?

— Нам нужно сделать замкнутую систему железнодорожной инфраструктуры на Бейском месторождении, в которой будут участвовать все недропользователи. Пока эта система однобокая, она ориентирована на одну станцию – Камышта, где уже сейчас сложно справляться с тем объемом, который заявляется к погрузке.

Все недропользователи Бейского месторождения сейчас строят пути необщего пользования. И эту инфраструктуру нужно расширять в местах погрузки каменного угля, исключив транспортировку по автомобильным дорогам регионального и местного значения.

Еще одна важная точка – мост через реку Абакан. Сейчас он работает на пределе возможностей. Сам мост принадлежит компании «Отделение временной эксплуатации» (ОВЭ), которая работает с компанией РУСАЛ, обеспечивая потребности Саяногорского производственного комплекса. Каменный уголь здесь является дополнительным нагружающим фактором. Необходимо строить новый мост. Он позволит связать воедино транспортную систему Бейского месторождения, что увеличит грузооборот и сведет к минимуму перевозки автомобильным транспортом.

В рамках Петербургского экономического форума ОАО «РЖД» и компания «Коулстар» подписали соглашение по реализации проекта обеспечения железнодорожной инфраструктурой Бейского угольного месторождения. Планируется, что новый мост будет построен в рамках данного инвестиционного проекта. Это проект стоимостью в несколько миллиардов рублей. Конечно, эти средства также будут работать на экономику республики. В подготовительных работах и непосредственно в строительстве моста вполне могут участвовать наши подрядные организации.

Я считаю, что развитие угольной отрасли, если подходить к этому грамотно, дает возможность развития экономики региона. При этом, безусловно, мы должны учитывать интересы людей и постараться, в рамках законодательства снизить экологическое воздействие на окружающую среду.

Власти Хакасии настроены на конструктивное взаимодействие как с угольщиками, так и с представителями общественных организаций.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц