Чтобы детский сад не превратился в детский АД, нужно не менее чем за месяц начать подготовку к его посещению. Расскажу на собственном опыте, как мы организовали подготовительный этап.
Сразу отмечу, что большинство методов подходит деткам старше 2-2,5 лет. Если вы планируете отдавать 1,5-летнего малыша в детский сад, не думаю, что он в состоянии понять и осознать все то, о чем пойдет речь ниже.
Итак, что же мы делали для подготовки к детскому саду.
Рассказываем про детский сад
Ребенок, естественно, не знает, что такое детский сад, что там делать, опасно ли это место, вернется ли мама. Неизвестность сильно пугает малышей. Но можно хоть немного скрасить первый день в детском саду, если подробно рассказывать ребенку на протяжении продолжительного времени о режиме дня в саду. На деле, конечно, будет не в точности так, как вы рассказали, но хотя бы общее представление сложится.
Важно! Опасно сформировать у ребенка чересчур радужную картинку. Лучше рассказывать неэмоционально и озвучивать только факты.
В мае мы получили путевку в детский сад. Вместе отнесли ее заведующей. Я подробно рассказывала, зачем мы это делаем, что такое детский сад и зачем детям его посещать. Затем все лето мы почти каждый день разговаривали о садике. И параллельно проводили следующие по списку мероприятия.
Читаем про детский сад
Чтение лучшим образом помогает закреплять полученные знания. Когда я рассказала дочке, что такое детский сад, чем там детки занимаются, то тут же прочитала несколько историй, в которых герои впервые пошли в садик. Там подробно описаны их эмоции и открытия. Дочка вместе с книжными героями переживала, радовалась их успехам, помогала и поддерживала.
Перечислю, какие книги мы использовали для подготовки к детскому саду:
- Ольга Громова. Зайка идет в садик. Проблемы адаптации.
- Карина Овсепян. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации.
- Петр Синявский. Мы подружились в детском саду.
Важно найти книги, которые понравятся маме. Тогда и малышу они придутся по душе.
Играем в детский сад
Когда у ребенка уже сложились представления о детском саде, важно подкрепить эти знания действиями. Игра лучше всего подходит для этих целей. В наших театрализациях куклы и мягкие игрушки шли в детский сад. Там они кушали, играли, гуляли, спали. В таких играх я старалась максимально подробно показывать разные ситуации и как из них выходить. Например, мишка и зайка у нас подрались — не поделили игрушку. Мне было интересно, как дочка отреагирует на такой эпизод. Она предложила мишке и зайке поиграть вместе в эту игрушку, а потом мишка и вовсе отдал зайке ее.
Таким ненавязчивым способом можно психологически подготовить ребенка к разным обстоятельствам. Скорее всего, в жизни будет все иначе. Но умение придумывать варианты выхода из трудных ситуаций всегда пригодятся.
Подстраиваемся под режим
Поинтересуйтесь, какой режим дня в вашем детском саду. Обычно, он примерно такой:
8.00 — 9.00 — завтрак
10.00 — 11.00 — прогулка
13.00 — 15.00 — сончас
17.00 — 18.00 — прогулка
Очень желательно, чтобы ваш малыш был приучен к подобному графику. Тогда ему проще будет адаптироваться к новым условиям. Он уже интуитивно будет знать последовательность событий.
У нас график не нужно было подстраивать, он естественным образом был похожим.
Знакомимся с детским садом
Идеальный вариант — показать малышу его группу, познакомить с воспитателями и погулять на площадке еще до начала посещения детсада. Но это не всегда возможно. Ведь зачастую родители сами не знают таких подробностей и не знакомы с персоналом. Но вот на садовскую площадку всегда можно попасть — осмотреться, погулять, рассказать.
Нам повезло, выдалась возможность увидеть садик изнутри еще до начала его посещения. Дочке понравилась группа и воспитатели, поэтому она ждала, когда туда вернется.
Общаемся с теми, кто уже ходит в детский сад
Детям всегда интересно узнать чужой опыт. Слушать нужно только позитивные истории и лучше от детей постарше. Им уже действительно интересно в саду и они могут эмоционально рассказать о своем опыте. Так ваш малыш узнает, что другим деткам очень нравится посещать садик, а значит, возможно, захочет подражать старшему товарищу.
У нас было два таких рассказчика. И их истории произвели на дочку сильное впечатление. Она потом долго вспоминала и говорила, что тоже будет играть как они.
Слушаем истории ребенка
После всех ваших рассказов и игр, малышу обязательно захочется самому рассказать историю о том, как он пойдет в детский сад и что будет там делать. Внимательно слушайте и поощряйте такие рассказы. Мне кажется, так ребенок привыкает к своей новой роли.
Совместные покупки
Подготовка к детскому саду всегда сопровождается множеством покупок. Нужна одежда, обувь, плюс некоторые сады дают списки необходимых расходных материалов. Все это лучше покупать вместе с малышом. И рассказывать, для чего та или иная вещь ему пригодится в саду.
Ко всему перечисленному стоит добавить важный компонент — приучить ребенка к самостоятельности:
- Не помогать, пока он сам не попросит.
- Научить самостоятельно одеваться, ходить в туалет и кушать без помощи взрослых.
Это всё, что мы делали, чтобы подготовить дочку к детскому саду. Она шла 1 сентября и уже знала, что будет делать без мамы весь день.
А поделитесь своим опытом, как вы готовили ребенка к детскому саду?