Пытаясь свалить Тухачевского во второй раз, немецкая разведка решила подключить к нему тех высших советских военных, чьи позиции могли иметь хотя бы малейший изъян. Аналитики из АБВЕРА предложили кандидатуры Ионы Якира, Иеронима Уборевича, Августа Корка, Роберта Эйдемана, Бориса Фельдмана, Витовта Путны, Виталия Примакова. Все с орденами, заслуженные, облечённые доверием партии и народа. Кто мог усомниться в их преданности советской власти и лично Сталину?
Конечно, эти люди были безупречны. Но что, если учёбу Якира в германской академии в 1929 году осветить в новом ракурсе? Что, если обязанности Корка - военного атташе в Германии, не ограничивались инструкциями Москвы? Что, если работа Путны в Лондоне устраивала и Даунинг-стрит. 10?
"Был один сомнительный материал о заговоре в верхних эшелонах Красной Армии, пришедший по служебным каналам контрразведки" - из показаний арестованного Артузова (один из руководящих работников контрразведки, друг и соратник Дзержинского ). В нём говорилось, что во главе заговора стоял некий генерал Тургуев. Генерал Тухачевский в начале 30 - х годов под фамилией Тургуев ездил в Германию.
Чужие разведчики и наши предатели, работавшие на спецслужбы Германии, отслеживали ситуацию и тем помогали влиять на неё ...
Запись (от 14 июня 1937 года) из дневника посла Соединённых Штатов Америки в Германии:
... В субботу Сталин казнил восемь генералов Красной Армии. Их заподозрили в тайных сношениях с Германией и даже с французскими фашистами в целях свержения Советского правительства. В обвинении указывалось, что эти генералы обещали отдать Германии Украину и расторгнуть договор с Францией и Чехословакией. Мне трудно судить, что скрывается за всем этим, но господин Видеман (чиновник из германского МИДа), сидевший вчера за столом рядом со мной, сказал, что в течение субботы и воскресенья он должен собрать всю имеющуюся информацию и передать её по телефону Гитлеру ... Это наводит на размышления: не вёл ли кто-то из гитлеровских соратников закулисную игру в России?
В мемуарах Гизевиуса (близкий сотрудник главы немецкой разведки АБВЕР адмирала Канариса), вышедших на Западе в пятидесятых годах, история расстрела "восьмёрки" имеет несколько иную трактовку, отличную от общепринятой. Он пишет, что расстрел генералов был с самого начала срежиссирован Берлином. Процитируем строки, за которыми, возможно, лежит разгадка феномена "сталинских репрессий":
" ... Успеху операции "Волшебный котёл" более всего способствовал человек по имени Нико. Именно он поддержал нашу инициативу и направил кавказца на предложенный нами путь ... Не было такой награды, какая оценила бы его труд. Восемь здравомыслящих генералов, - что это по сравнению с тем, что потеряли большевики потом? Полки, дивизии, бригады, корпуса ... все они потеряли своих руководителей. Не был пощажен даже политический аппарат: комиссаров расстреливали с особой жестокостью. Но удивительнее всего было то, что русские своими руками развили наш успех ... Результат превзошёл все наши ожидания ..."
О каком это человеке "по имени Нико" с таким восхищением вспоминал немецкий разведчик? Если верить откровениям АБВЕРовца, то речь идёт о деятеле высокого ранга, входившем в ближайшее окружение Сталина. Был ли предатель, или это посмертный удар АБВЕРА?
Из советской "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза" следует утверждение, что имелись необоснованные репрессии в отношении руководящих командных и политических кадров в 1937 - 1938 годы. Упоминание в "Истории войны" о Тухачевском и других жертвах чистки, разумеется, даёт крайне неполное представление о действительном положении. Временно или окончательно было устранено не менее 15 тыс. офицеров, то есть около 10 - 15 %, но среди старшего и высшего командного состава этот процент был ещё более высоким.