Потрясающий успех фильма «Чёрная пантера» (по мотивам комиксов издательства Marvel) пролил свет на феномен, который зародился уже десятилетия назад, но только сейчас стал известен широкой публике.
Это - идеи афрофутуризма.
Режиссёр «Чёрной пантеры» Райан Куглер заявил, что афрофутуризм находит способы соединения культурных аспектов древних африканских традиций с потенциалом будущего.
«Афрофутуризм» как термин был введён Марком Дери в его эссе 1993 года «Черный для будущего», но его идеи и эстетика берут свои корни из джаза, черной музыки, литературы и радикальных движений чернокожего населения 1960-х и 1970-х годов. Это была реакция на превращение среды обитания чернокожего населения в гетто и доминирующее положение людей с белой кожей.
Начавшись с музыки, это движение со временем распространилось на искусство, графику, архитектуру и моду, став мощным импульсом для развития молодых творчески настроенных людей с чёрным цветом кожи.
«Само понятие афрофутуризма сигнализирует о чем-то важном, - говорит нигерийско-американский архитектор Мариам Камара. - Существует целое поколение молодых африканцев, которые берут свою идентичность в свои руки, а затем показывают её всему миру. Это гигантский первый шаг в освобождении от оков».
В прошлом году в нью-йоркском Музее современного искусства были продемонстрированы необычные футуристические модели африканских городов, разработанные конголезским художником Бодисом Исеком Кингелесом.
Афрофутуризм смешивает африканские традиции с современными условиями, предлагая идеи модернизма для постколониальной эры в коктейле научно-утопических и антиутопических элементов, которые часто навеяны такими фильмами, как «Звездные войны» и «Район №9», а также их африканскими аналогами.
Среди наиболее запоминающихся образов афрофутуристической архитектуры можно выделить работы нигерийского художника Бруклина Олалекана Джеифуса, сочетающие комикс, уличный стиль и авангардную архитектуру.
CNN продемонстрировала его изображения под заголовком: «Джеифус представляет, как Лагос (Нигерия) может выглядеть в будущем». Работы были раскритикованы отдельными экспертами, которые назвали их эксцентричным бредом для западных потребителей.
Тем не менее, согласно результатам конкурса, в Проспект-парке в Нью-Йорке было решено возвести 12–метровый стальной монумент в честь первой темнокожей конгрессменки Ширли Чисхолм, дизайн которого разработан Олалеканом Джеифусом и Амандой Уильямс.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки.