Каждая эпоха оставляет свои черты, зарубки, характерные отметины. Они заметны во всем. Нам легко приблизительно определить эпоху возведения того или иного здания, сооружения по ажурности на фасаде вензелей, изысканности фронтонов, сухости прямых линий, отсутствия излишеств, скудности убранства подъездов, окон, крыш.
То же самое можно сказать и о технике. Достаточно заглянуть в старинные книги и увидеть, как раньше отделывали мосты, парки, оборудование, простые ножницы, подстаканники, канделябры, фонарные столбы, наконец. Одним словом, эпоха сама говорит за себя. То же самое можно сказать и о радио. Точнее, про его формы и дизайн.
Как необычно сегодня видеть старинные приемники, которые пылятся у наших стариков на полках, в гаражах… Все они напоминают ушедшее. Но это история! Настоящая история советского радио, которое заставляло подниматься всех на зарядку, вещало главное новости страны и играло знаменитые мотивы известных певцов и музыкантов.
Внешний вид любого предмета соответствует поговорке «встречают по одежке». Именно так подходят конструкторы к разработке своих изделий – в духе времени, по последнему слову моды. И, на мой взгляд, такой атрибут домашнего быта, как радиоприемник, яркий тому пример.
Скажем, радио с кричаще патриотичным названием «Россия». Наиболее распространенной его модификацией стало изделие «Россия-303», шедевр середины 1970-х годов советского творчества в радиоэлектронике. Уже по его строгому дизайну, сухости форм, прямым линиям изделие безошибочно относится к своей эпохе, и его невозможно спутать с предыдущим десятилетием плавности изгибов и мягкости контуров.
«Россия-303» действительно олицетворяет собой свое время. Изготавливавшийся в Челябинске на Производственном объединении «Полет» с 1974 по 1990 годы, этот переносной, почти карманный радиоприемник имел для своего времени достаточно широкий диапазон частот практически во всех параметрах советских волн. Так, по длинным волнам приемник охватывал от 150 до 408 килоГерц, по средним волнам – от 525 до 1,605 мегаГерц. Короткие волны делились на два диапазона, первый – от 9,5 до 2,1 мега Герц, второй позволял ловить волны от 3,95 до 7,3 гигаГерц.
По чувствительности для длинных волн характеризовался 1,5 мВ/м, по средним волнам 0,7 мВ/м, по коротким – 0,1 мВ/м.
Для устойчивого приема коротких волн в большинстве случаев приходилось вытягивать из корпуса телескопическую антенну длиной до 80 сантиметров с изящным наконечником на конце. Изящный наболдажник особенно эффектно смотрелся в собранном виде сверху на корпусе приемника.
Остальные характеристики радиоприемника следующие. Селективная чувствительность между соседними каналами, длинными и средними волнами, составляет 46 дециБел минимум, по иным каналам от 30 до 14 дециБел.
Приемник воспроизводил частоты в диапазоне от трехсот до 3,355 килогерц при давлении звука громкоговорителя 0,25 Паскаля.
Разработчик создал в приемнике промежуточную частоту 465 килоГерц и 100 миллиВатт номинальной выходной мощности. Изменение входного сигнала на 26 дециБел изменяло выходной сигнал на шесть дециБел.
На плате применено восемь транзисторов и два диода.
При относительно компактных габаритах 215х125х47 в миллиметрах вес агрегата внешне казался достаточно тяжелым, один килограмм. При этом радиоприемник требовал четырех «пальчиковых» батареек по полтора вольта каждый.
Цена для своего времени начала продаж была достаточно высокой, 59 рублей при среднестатистической зарплате среднего советского инженера тех лет в 130 рублей. И это притом, что «Россия-303» по своим техническим характеристикам относился к приемнику 3-го класса супергетеродинного типа.
Как и все приемники тех времен, «Россия-303» оказался крайне чувствительным «к ветру». Иными словами, требовалось «поймать волну» путем поворота приемника по всем плоскостям его вращения, причем зачастую с вытянутой до упора антенной качество сигнала в этом случае увеличивалось. Особо такое неудобство нервировало слушателя при попытках поймать западные радиостанции, вещавшие на русском языке на Советский Союз.
Не смотря на то, что отечественные станции глушения с этим делом справлялись, при удачных обстоятельствах вечер через вечер ближе к 22.00 удавалось поймать временами относительно хороший прием заграничных вражеских «Голос Америки», «Свободная Европа» или еще что-нибудь подобное, что нещадно глушили советские спецслужбы. Сам слушал, как родители ловили. Однако из-за плавающего качества звука радио времени от времени приходилось подстраивать под «уходящую волну» с одновременным поворотом самого радио во всех плоскостях вращения. Словом, иногда были сплошные муки послушать то, что говорили о внутренней жизни Советского Союза на Западе.
Одним из главных недостатков «России-303» следует считать его слабую защищенность от сильных радиоволн или от близкого нахождения возле передающих антенн. В этом случае прием сигнала мог сопровождаться помехами. Для устранения этой недоработки народные умельцы впаивали в плату резистор и стабилитрон, причем подобные доделки различных вариантов исполнения периодически печатались в журналах «Радио и связь», «Радио», в «Справочнике по транзисторным радиоприемникам, радиолам и электрофонам» и в других печатных изданиях.
За годы выпуска «Россия-303» подвергалась доработкам на ПО «Полет», часть из них портили внешний изумительный вид приемника, оставляя потребителю лишь функциональные свойства радио. Жалко, такой раритет… Ведь вся суть его заключалась именно в этом винтажном виде!
И до сих в интернете можно найти массу отзывов о «России-303» как об образце безвозвратно ушедшей эпохи.