Так бывает сплошь и рядом: человек со средними, на взгляд профессионального музыканта, способностями становится кумиром миллионов. Почему?
Объясняет клинический психолог и, как он сам о себе говорит, «немного музыкант» Иван Мокеев.
- Иван, почему же отсутствие выдающегося таланта не мешает стать звездой первой величины на российской эстраде?
- Прежде всего, для кого-то отсутствие таланта очевидно, а для кого-то – вовсе нет. Мерило, которое мы используем, очень субъективно. Музыка – явление по-настоящему многогранное. Если говорим о музыке как о серьезном искусстве, то современный шоу-бизнес – это, конечно, «мимо музыки», это несерьезно. Эстрада ориентирована, прежде всего, на вкус общества, которое есть «здесь и сейчас». Она, конечно, и формирует отчасти этот вкус. Но делать то, что было востребовано когда-то, - бессмысленно. Потому что людям это не нужно. Тем более есть вечные беспроигрышные темы, на которые можно писать эстрадную музыку. Особенно это любовь, чувство, переживания – всегда актуальные концепты для девочек. Причем с чем более холодной головой подойти к написанию песни, тем больший успех она может получить. Потому что продукт будет более продуманный, а значит, более точно соответствующий ожиданиям аудитории.
Людям нужно хлеба и зрелищ, чтобы всё было просто и понятно, уже пережевано за них.
Большинство людей живут по такому сценарию: работа – дома – в выходные куда-то съездить. По сути, львиная часть их времени посвящена обязанностям – рабочим либо домашним. И отдых сводится к таким, знаете, простым гедонистическим потребностям: поспать, вкусно поесть и т. д. Времени на какую-то душевность им не хватает. А что такое душевность? Это когда ты получаешь яркие эмоции, сильные, необычные впечатления. Но если твоя жизнь проходит в описанном выше режиме, самостоятельно ты их получать не можешь. Поэтому начинаешь идентифицировать себя с каким-то героем. Почему остается популярным проект «Дом 2». Потому что для многих людей, особенно из глубинки, - это мир запредельных страстей, отношений, которые в реальной жизни они вряд ли построят. Для них матрица «Дома 2» и есть подлинная жизнь.
- Но армия поклонников некоторых представителей российского шоу-бизнеса, чьи таланты ставят под сомнение музыкальные эксперты, - это миллионы людей. Не могут же все они быть «простыми россиянами из глубинки». Наверное, действуют какие-то еще механизмы?
- Нужно понимать, что за сверхпопулярными исполнителями стоят серьезные профессионалы. Сами по себе эти артисты - «вишенки на торте», продукт, очень хорошо отражающий время, в котором мы живем. Время жажды славы, хайпа в соцсетях и внешне красивой жизни.
- Однако есть и другие исполнители, которые относятся в какой-то другой категории, нежели «массовый продукт», и они также пользуются популярностью. Получается, что люди в массе своей хотят… всякую музыку?
- Конечно. Они же живут, руководствуясь принципом удовольствия. Артисты подобные… Ольге Бузовой – это как Макдональдс. Не каждый человек будет есть фуа-гра, вырезку определенной степени прожарки или оленину с брусничным соусом. Придя в ресторан кухни, которую я раньше не пробовал, и заказывая новое для себя блюдо, я рискую. Потому что это может мне как очень сильно понравиться, так и очень сильно не понравиться. А Макдональдс в любой стране одинаков. Я знаю, что смогу съесть привычный бигмак, который сделан просто, чтобы его съесть. Без осмыслений, дегустаций, анализа послевкусия. Артисты подобные уже упомянутой исполнительнице – это такой... глутамат натрия.
- Глутамат натрия, как известно, используется для усиления вкуса. Означает ли ваше сравнение, что сегодня люди настолько пресыщены информацией, что уже не воспринимают факты «в натуральном виде»? Что нужны дополнительные «крючки», чтобы люди «клюнули» на ту или иную информацию?
- Люди, с которыми я общался и которые слушают подобного рода музыку, не отличаются полетом мысли, глубокими философскими суждениями. Все их разговоры находятся на поверхности и в основном связаны с удовлетворением потребностей первого, максимум второго уровня. На этом построена их жизнь. Некоторые вещи, которые для тебя очевидны, для них являются открытием, причем они еще в силу своей невежественности и сопротивляются тому, чтобы принять эти факты.
Люди по своей природе… примитивны. Все пороки, страсти современного мира существуют с тех самых пор, когда человек обрел свое самосознание. Просто сейчас мы больше «купаемся» в информационном поле, и потому пороки и страсти больше, если хотите, бросаются в глаза. То, что считалось табу раньше, сейчас уже табу не считается. Соответственно это отражается в музыке. Раньше, например, тоже пели о наркотиках, но это было завуалировано, красиво. Сейчас поют об этом примитивно, есть даже момент агитации.
- Такая вседозволенность конструктивна или деструктивна для нашего общества?
- Российское общество находится в стадии очень серьезной трансформации. Не так давно – по галактическим меркам – был Советский Союз, и мы жили в «лайтовом» варианте того, что происходит сейчас в Северной Корее. Мы жили за занавесом. А у русского человека рабский менталитет. И если ему дать свободу, он захочет всё и сразу. Как раз это пока и происходит – «всё и сразу». Но запрещать что-либо – уж точно путь в никуда: запретный плод по-прежнему сладок.
- Есть ли на эстраде сегодня исполнители, которым удается выдерживать баланс: с одной стороны, они представляют собой какое-то незаурядное культурное явление, а с другой – они достаточно популярны, потому что и умеют попадать в ожидания аудитории, и в чем-то, может быть, даже воспитывать ее?
- Наверное, это группировка «Ленинград». Они, по большому счету, и достаточно ярки, и вполне свободны в своем творчестве – я сейчас не об использовании обсценной лексики. Они говорят о многих моментах, которые, учитывая наш политический строй, могут даже вызывать вопросы со стороны органов власти. И в то же время они очень популярны – собирают стадионы.
Ваша реакция на интервью ценна для развития канала! Пожалуйста, оставляйте комментарии, вступайте в число подписчиков и, конечно, делитесь понравившимися публикациями с друзьями.