Найти в Дзене
Интересно? Факт!

Вынужденный рекорд Боинга-314 (часть 1)

Оглавление

Легендарный перелет борта авиакомпании Pan America состоялся в 1941 году. Но в начале немного о самолете и компании.

"Pan American" или "Pan-Am" (Пан-Ам)

Была основана в 1927 году предпринимателем Хуаном Триппом. Она быстро завоевала рынок авиаперевозок США за счет инновационного подхода к организации маршрутов и инфраструктуры.

Эта одна из первых авиакомпаний, которая ввела штатные региональные рейсы и униформу. Уже привычные белые фуражки и черные кители, дизайн напоминал форму офицеров ВМФ и внушал уверенность и спокойствие пассажирам. Все самолеты Pan-Am называли Clipper и у каждого еще было свое имя в зависимости от маршрута, на котором работал. Такое сравнение с кораблями было весьма символично, так как большую часть флота авиакомпании составляли приводняющиеся самолеты Boeing-314.

-2

"Boeing-314"

Самый большой пассажирский гидроплан в истории авиации. Пять комфортабельных салонов и каюта класса "люкс" на 74 пассажира в дневном режиме и 36 со спальными местам. Еще там было две раздельные ванные комнаты для женщин и мужчин, а также комфортабельная каюта для экипажа.

Рубка самолета Боинг-314
Рубка самолета Боинг-314

Помимо комфортабельного размещения у самолета была еще одна особенность - это революционная дальность полета в 5 896 км, что позволяло ему совершать трансатлантические рейсы. Такие как: Сан-Франциско — Гонконг, Нью-Йорк — Саутгемптон и Сан-Франциско — Окланд, именно на нем произошла эта невероятная история.

Каюта класса "люкс на Боинг-314
Каюта класса "люкс на Боинг-314

1 декабря 1941 года "California Clipper" под управлением капитана Роберта Форда, вылетел на стандартный маршрут из Сан-Франциско (США) в Окленд (Новая Зеландия). Было запланировано несколько посадок, в том числе в Лос-Анджелесе и Перл-Харбор. От стандартного, это рейс отличало только присутствие на борту главного инженера и начальника отдела по авиационному оборудованию Джона Поиндекстера. Он тестировал новые системы связи, которые были установлены на кануне. Но это был не первый сюрприз в рейсе.

Экипаж "California Clipper", на снимке отмечен Джон Поиндекстер
Экипаж "California Clipper", на снимке отмечен Джон Поиндекстер

Когда самолет приземлился в Лос-Анджелесе у второго радиста случился острый приступ аппендицита и его увезли в больницу. Джону пришлось присоединиться к команде на весь маршрут, так как найти замену в короткие сроки не представлялось возможным. В тот момент госпитализированный радист не осознавал на сколько ему повезло.

-6

Полет и дозаправка в Перл-Харбор прошли успешно и судно встало на курс к Новой Зеландии. Утром 7 декабря 1941 года, когда до Окленда оставалось всего два дня лету, радист получил зашифрованное сообщение:

" Перл-Харбор был атакован японскими военными самолетами и понес тяжелые потери. Соединенные Штаты находились в состоянии войны".

Все были потрясены.

-7

После прибытия в Окленд капитан несколько деней дежурил в переполненной комнате связи посольства США, ожидая сообщения из штаб-квартиры Пан-Ам в Нью-Йорке. Наконец, когда он получили инструкции, то не поверил своим глазам :

"Штатный обратный маршрут отменен. Действуйте следующим образом:
Удалите с внешних поверхностей маркировку компании, регистрационные номера и опознавательные знаки. Следуйте в западном направлении как можно скорее, чтобы избежать военных действий и доставить NC18602 в морской терминал
ЛаГвардия расположенный в Нью-Йорке. Удачи."
-8

Когда Боб сообщил команде о поступившем распоряжение. Штурман Род Браун высказался за весь экипаж:

" - Черт возьми, Шкипер, - сказал он, это же адский путь. Где, черт возьми, нам взять бензин и обслуживание?! У нас нет даже навигационных карт за пределами Окленда!”

Браун был прав. Чтобы вернуться, Калифорнийскому Клипперу пришлось бы проложить совершенно новый маршрут для летающих лодок из Австралии к восточному побережью Америки. Согласно плану им предстояло вернуться в Соединенные Штаты долгим путем, буквально вокруг света.

Для этого нужно было преодолеть более 30 000 километров над океаном и сушей по самостоятельно спланированным маршрутам. Самым сложным моментом в планировании было определение мест обслуживания и дозаправки самолета в период разразившейся мировой войны, в которой политические союзы и лояльность во многих странах были в лучшем случае неопределенными. Ухудшало ситуацию то, что финансов тоже было недостаточно.

-9

На помощь пришел менеджер станции "Пан-Ам" в Окленде, Билл Муллахи. Он предложил поискать информацию в местной библиотеке. Идея на первый взгляд казалась безумной, но других вариантов не было, и они вместе с капитаном, вторым пилотом и штурманом отправились в город. Остальная часть экипажа осталась, чтобы удалить опознавательные знаки с борта.

Позже Форд описывал этот незабываемый поход:

Библиотекарша подняла брови.
- Позвольте мне прояснить ситуацию.
Медленно произнесла она, окидывая взглядом четырех слегка смущенных мужчин в форме "Пан-Ам", стоявших перед ней.
- Вы хотите посмотреть все карты, морские карты и атласы, которые есть в библиотеке?
- Да, пожалуйста.
Ответил я.
- И никаких учебников географии. Нужен материал, который может иметь информацию о ветрах или течениях.
Услужливо добавил Род Браун.

Библиотекарша снова подняла брови.
- Я посмотрю, что можно сделать. ответила она”

Вскоре четверо мужчин уже сидели за столом, изучая все документы по географии Оклендской публичной библиотеки. После нескольких часов построения графиков, расчетов и догадок начал появляться возможный маршрут.

Продолжение читайте во второй части статьи.

Ставьте 👍, если узнали что-то новое, нам будет приятно. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересные статьи.