В середине июня для группы журналистов и блогеров, победителей конкурса Ростелекома и компании Ericsson «Вместе в цифровое будущее», было организовано путешествие в Восточную Пруссию (ныне Калининградская область) и город Кёнигсберг, который с 1946 года носит имя «всесоюзного старосты» товарища Калинина.
Как ни меняй названия, ни разрушай здания и ни строй новые архитектурные «шедевры», а исторический дух места живёт и прорастает как трава сквозь щели московской тротуарной плитки. Поэтому в Калининграде сейчас видишь всё больше надписей Кёнигсберг вместо «Калининград», Палау вместо «Балтийск» и пр.
Однако, некоторые топонимы так и остались неизменными, как старый аристократический район Амалиенау в Кёнигсберге Калининграде, где прекрасно сохранились старые немецкие особняки, в которых после падения Кёнигсберга в 1945 году поселились военачальники Красной Армии, а затем, в самых роскошных и просторных из них, были организованы детские сады, санатории другие общественно-полезные заведения.
Итак, всё по порядку.
Нас собрали в офисе Ростелекома в московском бизнес-центре «Комсити» в Румянцево, и, после награждения региональных лауреатов конкурса, повезли в соседний аэропорт Внуково.
Поздно вечером мы прибыли в Калининградский аэропорт Храброво.
Наутро мы снова проснулись в «Москве», так называлась наша гостиница – старое немецкое здание из высококачественного и красивого «клинкерного» кирпича в стиле «конструктивизм» 30-х годов постройки.
Как нам рассказала наша гид Наталья, в старых немецких домах высота потолков часто зависит от этажа, на нижних этажах – выше, на верхних – ниже. Соответственно, и цена комнат – разная. Часто в объявлениях о продаже квартир в Калининграде пишут «крепкий немец», это значит – дом немецкой постройки, и ликвидность таких квартир – выше, несмотря на возраст дома.
Исторический центр
В Калининграде есть два центра – исторический и реальный.
Честно сказать, у меня было некоторое предубеждение о Калининградской области, я думал, там уже мало что осталось немецкого, разве что, могила Канта в Кафедральном соборе. И после того, как нас привезли в исторический центр города на «гору королей» (именно это и означает название Königsberg), это предубеждение сначала даже вроде подтвердилось. Центральная площадь города напоминает какой-то военный полигон: неровные бетонные плиты, огромное открытое пространство, над которым довлеет некое, то ли недостроенное, то ли «недоснесённое», монстроидальное сооружение. Стиль этого «шедевра» советской архитектуры середины 70-х гг. прошлого века острые на язык калининградцы назвали «социалистический брутализм». В этом, не побоюсь сказать, здании планировалось разместить областной комитет КПСС и другие административные учреждения области. Однако, этот колосс в 70-80-е годы превратился в «долгострой», а тут и «лихие 90-е» подоспели, и достраивать сей ужасающий «шедевр» советской архитектуры стало не на что. Так он и стоит, зияя выбитыми окнами, на радость местным бомжам. О его дальнейшей судьбе всё ещё ведутся дебаты.
Если посмотреть в другую сторону от здания, то, не сразу, но можно увидеть развалины королевского замка Кёнигсберг, который и был доминантой исторического центра города до второй мировой войны. Во время войны, исторический центр города был практически полностью уничтожен бомбардировками, в которых погибло много гражданского населения. Гитлер не хотел эвакуировать население из города в 1944-45 годах, считая Кёнигсберг неприступной крепостью, на которой он хотел показать, как немецкие города будут обороняться наступлению Красной Армии. Однако, город пал за три дня. Советские генералы, понимая сложность штурма «в лоб» этого хорошо укреплённого района, справедливо полагали, что понесут огромные потери, а город, возможно, так и не будет взят. Поэтому, сначала был построен тренировочный полигон, на котором несколько недель отрабатывалась операция по штурму Кёнигсберга. И небезуспешно – город был сдан немецким командованием через три дня боёв, при понимании бессмысленности сопротивления. Потери Красной Армии были минимальны, поскольку удалось хорошо подготовиться.
Единственными уцелевшими зданиями в историческом центре города были три замка с высокими шпилями, которые были хорошо видны с воздуха, и их не бомбили. На окраинах же города разрушений практически не было, и даже телефон и водопровод работали.
Королевский замок (фото ниже) простоял до 1968 года. В то время в Калининграде часто снимали фильмы «про войну», и во время съёмок здание замка постепенно разрушалось постановочными взрывами и обстрелами, которыми имитировался штурм Берлина.
Чтобы узнать, куда делась Янтарная Комната, и что за бутылочки изображены на заглавном фото, читать здесь: https://shalaginov.com/2019/07/01/6058/