Найти тему
Поспорим?

План «Барбаросса». Так кто лоханулся?

Сколько уже материала написано на тему причин поражения Красной Армии летом 41-го года, но вопрос так и остаётся открытым. Кто-то, как Резун и его последователи, доказывают теорию об упреждающем ударе Вермахта, кто-то продолжает твердить о доверчивости Сталина то ли Черчиллю, то ли Гитлеру и т.д и т.п. Ну что же, попробуем разобраться и поспорить с известными публицистами.

Итак, разберем миф о вынужденном превентивном ударе вермахта. Резун очень любит ссылаться на Франца Гальдера, выдёргивая удобные для себя цитаты, давайте и мы почитаем начальника Генштба сухопутных войск Вермахта.

Франц Гальдер
Франц Гальдер

Запись от 22.07.1940: «Однако никаких признаков активного выступления России против нас нет. Русская проблема будет разрешена наступлением. Следует продумать план предстоящей

операции…Россия — Англия: Обе склонны к сближению. Русские боятся скомпрометировать себя перед англичанами; русские не хотят войны.»

Запись от 15.10.1940: «Мы уже имеем на русской границе 40 дивизий. Позже будем иметь там 100 дивизий. Россия наткнется на гранитную стену. Однако невероятно, чтобы Россия сама начала с нами конфликт. «В России управляют разумные люди».

Запись от 24.11.1940: «На последнем совещании фюрер сказал мне: «Мы можем двинуться к проливам лишь после того, как Россия будет разбита» . Эта мысль влечет за собой вывод: мы должны избежать войны с Турцией, пока Россия не будет разгромлена.»

Запись от 16.01.1941: «Сталин умен и хитер. Он будет все время увеличивать свои требования. С точки зрения русской идеологии победа Германии недопустима. Поэтому решение: как можно скорее разгромить Россию.»

Запись от 17.02.1941: «Если Англия будет ликвидирована, он уже не сможет поднять немецкий народ против России. Следовательно, сначала должна быть ликвидирована Россия»

Запись от 22.03.1941: «Вопрос об оборонительных мероприятиях на Востоке на случай русского превентивного наступления выходит на первый план. Однако мы не должны допустить принятия каких-то слишком поспешных мер. Я не думаю о том, что русские проявят инициативу»

Как мы видим немецкое командование готовит нападение на Россию без оглядки на планы Сталина. Речь постоянно идёт о геополитической необходимости разгрома СССР, и никаких мыслей, никаких страхов по поводу якобы предстоящего нападения Красной Армии. Единственный раз такое предположение было высказано в записи от 07.04.1941, когда собственно план «Барбаросса» уже был утверждён: «Анализ группировки русских войск дает основание сделать следующий вывод: Если отказаться от избитого утверждения о том, что русские хотят мира и сами не нападут, то следует признать, что их группировка вполне допускает быстрый переход в наступление, которое было бы для нас крайне неприятным». Но уже 05.05.1941 Гальдер отвергает эту мысль: «Россия сделает все, чтобы избежать войны. Можно ожидать любой уступки, кроме отказа от территориальных претензий».

Итак, подведём небольшой итог: генштаб Вермахта при разработке плана нападения на СССР мало интересовался планами советского военного командования. В других многочисленных высказываниях Гальдера звучит надменность и чувство превосходства немецкой армии, немецкого оружия над русскими.

-3

Идем дальше. Оказывается, первоначальные планы нападения, представленные немецким генералитетом были несколько другими. По плану генерала Э. Маркса изначально главные удары группами армий «Север» и «Юг» планировалось наносить по флангам, в направлении Киева и через Прибалтику. Задача состояла в том, чтобы захватить как можно скорее Украину, лишив тем самым советский ВПК промышленного, людского и продовольственного ресурсов, отрезать армию от Балтийского и Черного морей и разгромить главные силы русских в огромных котлах в Белоруссии и Центральной России. Наступление войск, судя по всему, должно было развиваться по сходящимся направлениям, по всем правилам военного искусства. Проблема в том, что и советское командование думало точно также, именно поэтому Прибалтийский, Киевский и Одесский военные округа были наиболее подготовленными к войне и наиболее укомплектованными военной техникой и людскими ресурсами. Как обернулись бы события, если бы ударные силы вермахта наткнулись на самые подготовленные рубежи Красной Армии, можно только гадать. Но получилось всё совершенно по другому, и согласно окончательной версии плана главный немецкий удар наносился группой армий «Центр» по Западному военному округу, то есть концентрированный удар был нанесён по самому слабому месту в обороне. Возможно, на самом деле имел место заговор советских генералов, и Гитлер знал об этом, знал о том, что в Западном военном округе есть «свои люди», которые «упростят» задачу Вермахту. И ведь почти получилось, после того как немцы просто смяли советскую оборону по центру в направлении Минска, а затем и Смоленска, посыпались и наши фланги, они вынуждены были отступать, чтобы выровнять фронт и не быть окруженными. Однако блицкриг всё равно не получился, почему, это уже тема отдельной статьи.

Итак, подведём итоги.

1. Гитлер вынужден был напасть на СССР исходя из геополитической целесообразности, в данном случае логика обстоятельств была сильнее логики намерений. Чтобы объединить Европу под своим началом Германии нужно было уничтожить Англию, осуществить высадку войск в Британии, не имея подавляющего преимущества на море и воздухе, и имея на востоке Красную Армию, которая могла ударить в спину. Гитлер не мог пойти на этот риск и поэтому решил сначала устранить угрозу на востоке.

2. Гитлеру нужно было осуществить вторжение как можно скорее, пока Советская Армия находилась в стадии развёртывания и доукомплектования, в 1942 году было бы уже поздно.

3. Сталин прекрасно понимал эту логику обстоятельств, потому и пытался до последнего отсрочить нападение, для этого и был заключен Советско-Германский договор о ненападении, сообщение ТАСС, призывы к комсоставу не провоцировать немцев и т.д.

4. Скорее всего, был заговор в среде советских военачальников, на то есть много косвенных свидетельств.

Гитлер был заранее обречён, даже в самых лучших для себя условиях, он потерпел поражение.