Найти тему
DreamClass

Арка персонажа и 4 способа ее построить

В большинстве книг главный герой совершает путешествие. Но не то, которое «из пункта А в пункт В», а внутреннее путешествие, меняющее личность. На этом пути персонаж растет, учится, а иногда и вовсе становится другим человеком. Это и есть арка персонажа, и ее таки надо строить.

Книжки писать - не кирпичи укладывать, но тоже уметь надо:)
Книжки писать - не кирпичи укладывать, но тоже уметь надо:)

Меняться героя заставляют внешние и внутренние конфликты. Автор возводит перед ним стены препятствий и вынуждает искать новые способы мышления, реагирования и принятия решений, изменять отношения к себе, миру и людям.

Под действием вызовов судьбы персонаж приходит к одному из трех результатов:

  • трансформация;
  • рост;
  • падение.

Это три типа арки персонажа. Есть и еще один, но о нем расскажем в конце.

Трансформация

Здесь речь идет о радикальном преобразовании героя. Обычно в начале книги перед читателем предстает вполне заурядный человек или даже аутсайдер. Но по ходу истории этот неприметный неудачник полностью меняется, добивается феноменального успеха, попутно завоевывает сердце красавицы и вообще спасает мир силой мысли.

Вот примерно так выглядит трансформация героя
Вот примерно так выглядит трансформация героя

Иными словами, персонаж в начале и конце повествования являет собой двух совершенно разных людей. Понятно, что такую роль почти всегда отдают протагонисту. Сама же арка с трансформацией героя особенно ярко представлена примерами из фэнтези и фантастики, вроде Фродо во «Властелине колец».

Рост

Следующий тип арки тоже показывает читателю позитивные внутренние изменения персонажа, но тут они не столь радикальны. Если помянутый выше Фродо вернулся из Мордора совсем другим чел… хоббитом, то Сэмвей Гэмджи остался тем же славным парнем, хотя и осмелел.

Падение

Чередой неправильных решений герой разрушает свою жизнь, а порой попутно затягивает на «Титаник» еще и пару-тройку близких людей. Пытаясь преодолеть препятствия, он идет по наклонной: становится авантюристом, мстителем, переступает через моральные принципы и далее по списку.

Кому падение, а кому дауншифтинг...
Кому падение, а кому дауншифтинг...

У такой арки персонажа всегда драматичный финал – крушение всех надежд, потеря репутации, превращение в аутсайдера, сумасшествие и, наконец, гибель. Нет ему ни искупления, ни спасения. Послевкусие от книги с таким путешествием героя горькое, но запоминающееся.

Плоская арка персонажа

Четвертый тип арки героя не предусматривает внутренних изменений персонажа вообще. Неизменными обычно остаются второстепенные действующие лица, но и главных героев иногда постигает такая участь.

«Плоскими» своих персонажей часто рисуют авторы детективов, приключенческих романов и шпионских триллеров. К примеру, Шерлок Холмс или Джеймс Бонд стабильно одинаковые с начала первой до финала последней книг об их похождениях.

Это не плохо и не хорошо, но плоская арка подойдет только для историй с увлекательным сюжетом и быстрым развитием событий.

Думайте, как построить арку персонажей вашей книги, а попутно читайте другие статьи для начинающих писателей:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц