Прокуратура РФ осуществляет надзор во всех сферах социальной жизни на территории страны. Рассмотрим предмет прокурорской проверки, основания для её осуществления и порядок проверки.
Кто или что может быть целью прокурорского контроля?
Приказ Генпрокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» устанавливает следующее:
- Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
- Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.
Прокуратура имеет право совершать проверку обширного перечня объектов:
- Юридические лица.
- Индивидуальные предприниматели.
- Государственные органы и органы местного самоуправления – судебные, исполнительные, законодательные и иные системы.
- Образовательные учреждения, детские сады и другое.
Основанием для прокурорской проверки может выступать:
- Уголовное дело.
- Административное дело.
- Гражданское дело.
- Арбитражное дело или иные материалы, имеющие достаточную информации о нарушениях.
Таким образом, прокуратура имеет право инициировать проверку при наличии любой жалобы в случае возможного нарушения прав и свобод человека/гражданина. Также существует плановая проверка, осуществляемая для конкретных сфер.
Как проходит мероприятие?
Согласно Статье №22 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор имеет следующие полномочия:
- По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
- Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Этапы проведения
Инициация прокурорской проверки происходит после получения информации о нарушениях, которые на данной стадии нельзя подтвердить или опровергнуть без организации проверки. Решение о необходимости прокурорской проверки принимается самим прокурором или же его заместителем.
Прокуратура должна уведомить организацию/орган, которая/ый подлежит проверке, за сутки до инициации мероприятия. В этом случае должно быть предоставлено решение, где указываются цели и предмет проверки, а также основания.
Если же в период проверки правоприменительный орган получит информацию о других нарушениях со стороны организации\органа, которую невозможно подтвердить или опровергнуть без проверки, прокурор или его заместитель могут расширить предмет проверки для выявления потенциальных нарушений или же инициировать новое мероприятие. Также необходимо уведомить об этом руководство или представителей руководства организации/органа.
Решение о проверке содержит следующую информацию:
- Ф.И.О. и должность прокурора или его заместителя.
- Наименование проверяемого органа/организации.
- Цель, основание и предмет проверки.
- Временной интервал проведения прокурорских мероприятий.
- Ф.И.О. и должность лиц, которые займутся инициацией проверки.
- Требование уведомить о решении руководителя/его представителя проверяемой организации/органа.
- Подпись прокурора или его заместителя.
В решении о расширении проверки должен быть дополнительный пункт, где указаны основания расширения проверки.
Ранее изъятые документы/материалы для проведения проверки и получения информации возвращаются представителям проверяемого объекта, если прокурорская поверка была приостановлена, за исключением следующих случаев:
- В случае необходимости в возбуждении уголовного дела.
- В случае необходимости проведения экспертиз, исследований и прочего.
Если возникает необходимость в продлении проверки, её приостановлении или возобновлении, то каждый раз прокуратура должна уведомлять об этом представителей проверяемого объекта не позже, чем за два дня после принятия решения о мероприятии.
Каковы сроки осуществления процедуры?
Период проверочных мероприятий составляет не более 30 календарных дней с даты начала проверки.
В случае, если прокурор или его заместитель имеют основания для расширения проверки, то период мероприятий может увеличиться на 30 календарных дней.
В дальнейшем возможно получить продление проверки на следующие 30 календарных дней, но, если подобное решение будет принято Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
Период проведения проверки по отношению к организации или органу определяется для каждого конкретного объекта в отдельном порядке. То есть каждое конкретное отделение, филиал, представительство организации/органа могут иметь срок проверки, независимые друг от друга, если подобные объекты расположены на территории разных субъектов РФ.
Проведение проверки может быть приостановлено неоднократное количество раз по следующим причинам:
- Если необходимо провести определенные мероприятия – экспертизы, исследования, испытания, которые займут длительный период для получения данных, выходящий за установленные рамки прокурорской проверки.
- Если проверяемая организация/орган каким-либо образом затрудняют проведение проверки в установленный законом срок.
- Если требуемые документы, материалы или иные предметы исследования не были предоставлены проверяемым объектом в срок из-за чего провести проверку в установленный период не представлялось возможным.
Приостановление прокурорской проверки в общей сложности не может составлять более полугода. Если в этот период не удалось получить документы, материалы или иную информацию, провести необходимые исследования и экспертизы, то прокурорская проверка может быть вновь приостановлена только по решению Генерального прокурора РФ или его заместителя. Общий срок дополнительного приостановления не может превышать шесть месяцев.
Период приостановления проверки не входит в период проведения проверки.
Что проверяется в организациях?
Прокурорская проверка определяется предметом проверки, но для установления нарушений, как правило, используется стандартизированный набор функций:
- Анализ документов, материалов или иных объектов информации, которые относятся к предмету проверки и могут повлиять на итог расследования.
- Опрос граждан и должностных лиц.
Каков порядок проведения?
Рассмотрение жалобы происходит от трёх до десяти дней, в зависимости от обстоятельств дела. В случаях угрозы жизни или в иных экстренных случаях рассмотрения жалобы происходит незамедлительно. После ознакомления с жалобой прокуратура может полностью или частично удовлетворить в заявлении или же отказать. Заявитель должен получить уведомлении по итогам рассмотрения жалобы, а также о способах обжалования решения.
Процедура расследования должна касаться исключительно предмета проверки. В ином случае необходимо предоставить решение о расширении проверки или новой проверке.
Правомерна ли внеплановая или внезапная процедура?
Прокуратура имеет право провести внеплановую проверку по множеству причин:
- Поступившая жалоба.
- Информация из средств массовой информации.
- Инцидент, зафиксированный иными государственными органами, например, несчастный случай с летальным исходом, и другое.
Для того, чтобы прокуратура имела возможность провести внезапную проверку, необходимо иметь на это основания.
Об итогах мероприятия
Когда проверка не выявила нарушений, то итогом является оформление акта проверки. Документ содержит следующую информацию:
- Место составления и наименование органа прокуратуры.
- Ф.И.О. должностных лиц, участвовавших в проверке.
- Период проведения.
- Наименование проверяемого органа/организации.
- Цель, основание и предмет проверки.
- Указание отсутствия выявленных нарушений.
- Подписи членов комиссии.
Представителям проверяемого объекта должен быть направлен данный акт.
В случае выявления нарушений произойдет следующее:
- Внесение представления с требованием устранить нарушения.
- Внесение предостережения о недопустимости нарушения законодательства РФ.
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Опротестование решения/документа.
Сотрудники прокуратуры имеют право опротестовать любой документ/решение, если он нарушает законодательство России. Срок рассмотрения протеста зависит от обстоятельств дела, но не более десяти дней.
Прокуратура имеет обширный перечень оснований для проведения расследования. Период и процедура проверки также закреплены законодательством РФ. Умышленное невыполнение требований прокурора или вмешательство в проверку предусматривают ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.