Или переосмысление классики и фасоли.
Допустим, что вы хорошо загудели вечером с пятницу в баре, а с утра обнаруживаете себя в другой климатической зоне, да еще и не с друзьями (какие же они друзья если довели вас до такого состояния), а с совершенно чужими людьми. Людьми, которые не говорят на вашем языке.
Желание, как максимум вернуться к отправной точке вашего путешествия, как минимум понять, что вообще тут происходит, ставит вопрос коммуникации и ставит его ультимативно жестко. Раскидав на жестах свою потребность получить воду как можно больше и быстрее (жаль что для обезболивающих нет универсального жеста) вы получаете заветную флягу с водой. Как быть с объяснением всего остального? Как скоординировать людей вокруг себя и выбраться из этой неловкой ситуации мысленного эксперимента?
В 1887 году польский врач-окулист еврейского происхождения Лейзер Лейви Заменгоф придумывает универсальный язык и издает по нему учебник. “Эсперанто“ становится наиболее распространенным универсальным языком. Своим звучанием напоминает латынь, однако в разы проще в освоении. На данный момент, по разным источникам, на нем говорит от 100 тыс. до 2 млн. человек, что в контексте ~8 млрд. живущих на земле людей показатель незначительный. А это значит, что если вы хотя бы имеете общие представления об этом языке, а не слышите о нем впервые, это не значит что ваши спутники по несчастью будут обладать такими же навыками.
Похоже для вас остается один вариант - искусство. Будучи одновременно самым универсальным языком, искусство остается не
самым очевидным и понятным. Обращаясь к сфере наших мыслеформ , ощущений и переживаний, автор не всегда остается понятым.
Конечно, чем произведение больше и содержательней, тем сложнее определить изначальный порыв автора. Написанная в 1883 году Брюлловым К. П. картина, ознаменовавшая начало его активного роста как живописца, до сих пор вызывает двоякие чувства. "Последний день помпеи" с одной стороны, с изобилием виноградной грозди, украшена лицами, полными ужаса и отчаяния, с другой, оставляет всех участников действия за непреодолимой силой и величием природы, перед которой все человеческие страхи, надежды и мечты нивелируются.
Возвращаясь в реалии нашего нереального эксперимента простых картинок будет более чем достаточно, что бы показать что вам нужно прямо сейчас или каких действий вы ждете от своих попутчиков.
Однажды, нелегкая занесла меня в Китай по работе. Пол самолета китайцев, которые не всегда даже на своем языке понимают друг друга в силу разницы диалектов. Среди экипажа говорящих на китайском не было, как и говорящих на английском среди китайской диаспоры. Стюардессы вышли из ситуации великолепно: во время раздачи питания носили с собой небольшой лист бумаги, на котором была нарисована рыба и курица. Да комично, да примитивно, но это работает.
Перейдем, наконец-то, к заголовку и рассмотрим такую мысль. Прежде всего, если вы мало-мальски знакомы с мировой живописью, что за персонаж Микеланджело вы знаете. Из каждого тостера в свою очередь выстреливали тосты с разбором того, чем же является “Б-г” на фреске и что на самом деле это не более чем игра разума, в которой “Б-г” - продукт мозга, такой же, как и многие другие мысленные конструкции, о которых мы уже говорили.
Теперь сместим перспективу, и посмотрим на сотворенного Адама - человека, как на творение не "Б-га", но мозга животворящего. Мозг формирует в нас большую часть того, чем мы привыкли себя считать. При определенных нарушениях его работы, мы останемся собой в разрезе сплава двух генетический библиотек, но ни самосознание, ни мышление, ни другие высшие когнитивные функции нам не будут доступны. Думал ли так древний мастер, вкладывал ли он такой смысл в свое произведение?
К счастью, классики не писали сопроводительных писем для своих произведений, что оставляет нам простор для их переосмысления и возможности нового видения.
Очевидно что путь, проделанный наукой в области нейробиологии и нейрофизиологии, огромен и не мог быть пройден без того технического арсенала, которым мы располагаем сейчас. Однако я в первую очередь ставлю вопрос о понимании человека в глазах выдающихся умов. Что есть human bean и к чему из этих двух мы ближе, если большую часть из нас волнует измерение измерений Эго.
Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им. Марк Аврелий Антонин
Телеграм, для тех, кому удобнее там.