Разработка дальнемагистрального пассажирского авиалайнера «Ил-90» началась в СССР в конце 1980-х годов.
Он создавался одновременно с широкофюзеляжным «Ил-96» и должен был прийти на замену уже устаревшему «Ил-62», который имел низкую топливную эффективность. Самолёт обладает длиной свыше 58 м, размахом крыльев в 53 м и высотой около 14 метров. Его планировалось оснастить двумя турбовинтовентиляторными установками «НК-93» общей тягой в 36 тонн, которые разрабатывались параллельно с лайнером. Однако в дальнейшем было решено использовать «НК-92», предназначенные для транспортника «Ил-106».
«Ил-90» с экипажем из двух человек может взять на борт до 20 тонн коммерческой нагрузки. В снаряжённом состоянии он способен к полёту при скорости в 850 км/ч на расстояния до 11 тысяч километров; высота полёта доходит до 12 километров. Также рассматривался вариант с дальностью полёта в 13 тысяч километров, но с грузоподъёмностью в 15 тонн. Таким образом, аппарат может совершать не только внутренние, но и межконтинентальные рейсы.
В 1988 году проект получил одобрение Правительства, но во время перестройки был заморожен по причине недостатка финансирования. Весной 2014 года генерал-майор ВДВ Нариман Тимергазин заявил о работе над новым транспортным «Ил-90». Возможно, что он оговорился и подразумевал «Ил-76МД-90А», так как именно он в перспективе заменит «Ан-12» и «Ил-76», активно использующиеся в воздушно-десантных войсках.