КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ? (2)
Давайте проведем небольшой тест на определение высших духовно-нравственных ценностей.
Коллеги! Перед вами так называемые «вечные вопросы». Попробуйте ответить на них более-менее с ходу:
Жизнь – понятие конечное или бесконечное? Верите ли Вы в вечную жизнь? В чем заключается смысл жизни? В чем заключается смысл Вашей жизни? Ради чего можно пожертвовать жизнъю? Какие ценности Вы ставите выше жизни? В чем заключается главная цель Вашей жизни? Чем смысл жизни отличается от ее цели?
Во что Вы верите? Верите ли Вы в Бога? Кто для Вас Бог: строгий Судья, любящий Отец, мировой Разум, не вмешивающийся в Вашу жизнь или абстракция, придуманная людьми?
Что важнее: вера или любовь? Что такое любовь? Верите ли Вы в бессмертную любовь?
Что такое добро и что такое зло? Есть ли у Вас понятие абсолютного добра и абсолютного зла? В чем они? По какому критерию Вы отличаете добро от зла? Что такое грех?
Что такое счастье? Оно одно или разное для разных людей? В чем заключается Ваше счастье? Ради чего Вы могли бы им пожертвовать?
Что такое долг? Кому или чему Вы в этой жизни обязаны?
Что такое призвание? Оно дается свыше или человек выбирает его по своей воле? Ясно ли Вы осознаете свое призвание на Земле?
Друзья, если вы «с ходу» ответили хотя бы на половину предложенных вам вопросов, я вам мысленно аплодирую и пожимаю руку. Вы – человек с продуманными и сознательно усвоенными духовными ценностями!..
Хотя не будем впадать в крайность. На многие из этих вопросов нет окончательных ответов, во всяком случае, при жизни. Порой ответы меняются в зависимости от степени зрелости внутреннего мира человека. Все это так.
Но, коллеги, согласитесь: не сделав попытки ответить на эти вопросы, не обдумав, хотя бы в неокончательном варианте, ответы, мы просто не можем быть учителями. Не можем быть учителями жизни. Нам не с чем выйти к детям и некуда вести их. Вы согласны?.. Да, мы можем дать знания по предмету, но ученик инстинктивно, далеко не всегда сознавая это, ищет большего. Он ищет Человека, он ищет Учителя, способного помочь ему разобраться во всех вышеперечисленных и многих других вопросах. И если мы сознательно или бессознательно устраняемся от этого, мы неизменно падаем в его глазах. Компьютер и умнее, и честнее. Во всяком случае, ничего не требует и не называет себя учителем…
Выше я уже упоминал, что одновременно «нам посчастливилось» и «нас угораздило» жить в современную, переломную для России эпоху.
Эпоха переломная потому, что от коммунистического «светлого прошлого» мы уже отошли, а в капиталистическое или демократическое (кому что больше нравится) «светлое будущее» еще не пришли. Если говорить серьезно и применительно к педагогике, то рухнула одна педагогическая система, целью которой было воспитание человека коммунистического общества, а новая педагогическая система не то, что еще не построена, - нет даже приблизительных ориентиров, что это может быть за система, воспитание какого человека должно быть положено в ее основу.
А те ориентиры, которые нам порой предлагаются (чаще навязываются - типа «конкурентоспособной» или «успешной» личности) вызывают большие-большие сомнения…. В этом сложность. Но в этом и счастье! Счастье в том, что каждый из нас может быть творцом и внести свой вклад в формирование этой системы. Но вместе с тем и ответственность… Колоссальная ответственность за все непродуманные шаги!.. Ведь воспитательный брак самый дорогой и непоправимый.
Итак, куда ж нам плыть?..
Сначала, коллеги, давайте бросим взгляд назад, на тот берег, от которого мы когда-то отчалили.
Коммунистическая педагогика было хорошо продуманной и достаточно эффективной для своего времени системой. В ней четко прослеживалась возрастная градация (октябрята – пионеры – комсомольцы – коммунисты), ясно формулировалась цель – воспитание всесторонне развитого человека коммунистического общества; хорошо просматривались приоритеты в методах – упор на различные формы воспитания в коллективе. Коммунистическая педагогика имела и свои признанные авторитеты, такие как А.С. Макаренко, И.П. Иванов, В.А. Сухомлинский.
Тем не менее... Коммунистическая педагогика рухнула, и за все годы ее посткрушения сформировался ряд альтернатив, которые я вместе с Вами, коллеги, хочу проанализировать. Причем сделать это в максимально деликатной форме, с пониманием того, что педагоги, работающие по этим «альтернативам», могут стать друзьями или непримиримыми оппонентами. Вас, коллеги, я попросил бы отнести себя к одной из ниже перечисленных альтернатив или сформулировать свою, если таковой в этом списке не окажется. Договорились?
1. Альтернатива самоустранения
Я уже говорил о ней, но дополню несколькими штрихами. Педагог сознательно устраняется от помощи ученику в решении «вечных вопросов» и сосредотачивается на своем предмете: «Мое дело – физика (математика, химия… и т.д.). Проблемы вне этой области решай сам!..»
Сначала мне казалось, что к такому типу отношений с учениками в основном прибегают педагоги со стажем, пожилые люди, и по вполне понятным причинам. Старая система ценностей рухнула, а на выработку новой уже просто нет сил, поэтому легче сосредоточиться на собственно учебных вопросах или, иногда открыто, иногда полулегально, проповедовать старые ценности. Но – удивительно! – в последнее время я все чаще замечаю похожую тенденцию у молодых педагогов. Правда, у них несколько иная мотивация, что позволяет сформулировать новый вид альтернативы.
2. Прагматическая альтернатива.
«Я решаю свои вопросы, вы – свои. Я зарабатываю деньги, выдаю материал, вы обязаны его усвоить. Остальное меня не волнует…» Иногда вариант: «Усваиваете ли вы материал или нет – ваше личное дело. Мое дело вас оценить…» Вот примерно так учитель формулирует свою позицию. Здесь в основном молодые педагоги, действительно решающие свои собственные проблемы, часто совместители, работающие в нескольких местах и сознательно экономящие свои силы от «ответственных» отношений с учениками.
3. Потребительская альтернатива.
Тоже вариант прагматизма, только в более демонстративном виде. Педагог открыто солидаризуется с превалирующей ныне тенденцией среди учащихся на преуспевание любой ценой. В иерархии своих ценностей такой педагог мало чем отличается от своих подопечных. Западный образ жизни с его культом потребления – это та «объединяющая основа», в которой учитель часто солидаризируется со своими учениками. В том-то и парадокс: по ценностям – одно и то же, по воплощению их в жизнь учитель редко выглядит примером для своих подопечных. Чаще неудачником и «лузером»…. Такие учителя поистине достойны жалости, и им трудно найти другой выход, кроме как попытаться сменить профессию.
4. Альтернатива самоутверждения.
«Найди себя в этом сложном мире! – такую цель ставит перед ребенком педагог, - Я помогу тебе в этом». Учитель помогает ребенку самоутвердиться, показывает образцы поведения, типы личностей, различные ценности и возможные результаты следования за ними. Он старается не давить на ребенка в его выборе, а помочь ему найти «свое» и в дальнейшем помогает организовать процесс самовоспитания в реализации самостоятельно выбранных ценностей.
Это одно из самых мощных течений в русле формирующейся педагогики новой России. Однако заметно и слабое звено в подобном типе отношений учителя и ученика. Очень часто учитель в подобной педагогической позиции ведет поиск собственных духовных ценностей. Он сам ищет себя вместе с подопечным. Первоначально это объединяет его с учеником и даже может вдохновить последнего, если учитель открыто признается в своем поиске, но в дальнейшем неизбежно приводит к расшатыванию его авторитета и способности влиять на ученика. На мой взгляд, только очень большой мастер может с успехом использовать подобный тип отношений с учеником и только в том случае, если он имеет собственную устоявшуюся иерархию ценностей.
5. Религиозная альтернатива.
Также бурно развивающийся в последнее время тип отношений учителя и ученика. Учитель выступает в роли передатчика незыблемых и проверенных временем религиозных ценностей и истин. В этом его сильная сторона. Слабая заключается, зачастую, в навязывании подобных истин и их безальтернативности. Учитель, обеспокоенный проблемой спасения души своего подопечного, пытается помочь ему построить правильные отношения с Богом. Это понятно и, если в классе находятся представители той же конфессии, что и учитель – чаще всего оправдано. Однако новая проблема вырастает тогда, когда в классе сталкиваются интересы различных религий. Учитель, продолжающий настаивать на безусловной истинности «своей» веры, часто помимо собственной воли, начинает лить воду на мельницу межрелигиозного соперничества и вражды. Предметы «ОРКСЭ» («Основы религиозных культур и светской этики») и ОДНКНР («Основы духовно-нравственной культуры народов России) пытаются разрешить эту проблему, и мы к ней тоже еще вернемся.
6. Эзотерическая альтернатива.
Ее можно считать разновидностью религиозной, но духовная основа здесь несколько иная. Учитель опирается на те общие категории и ценности, которые присущи всем религиям. Его кредо: «Религии – это дороги, которые ведут тебя к Богу, и не так важно, которой из них ты идешь». Порой в воспитании ученика акцент делается на развитии его «духовных» способностей, а изучение конкретной области знаний, скажем, экологии или народной культуры, иногда дополняется медитациями, пением «народных частушек», мантр и другими специфическими техниками. В подобном подходе к духовным практикам нужно быть очень осторожным, ибо легко перейти тонкую грань, отделяющую эзотерику от оккультизма.
Здесь бы надо упомянуть и о «сектантской» альтернативе, но мы говорим именно о «педагогических альтернативах», и разного рода «сектантские извращения» как антипедагогические рассматривать не будем.
7. Патриотическая альтернатива.
Главная ценность, прививаемая здесь ученику, - любовь к Родине и готовность всем пожертвовать ради нее. Воспитание детей часто военизируется и проходит на базе местных военных и властных структур, с опорой на устоявшиеся традиции (казачество, воинские части). Опасность здесь заключается в переходе через весьма тонкую и незаметную грань, которая отделяет здоровый патриотизм от национализма. Лозунги, типа «Россия превыше всего!» или «Россия для русских!» (порой не формулируемые так откровенно, но негласно подразумеваемые) могут отравить еще неустойчивые детские души и в условиях многонациональной страны привести к отрицательным последствиям.
8.Культурологическая альтернатива.
Ослабленный вариант патриотической. Учитель вместе с детьми погружается в ту область культуры, которая ему ближе всего, и, как правило, не ставит перед собой глобальных воспитательных целей. Его дело – приспособить ученика к жизни в рамках определенного культурного слоя (наука, искусство, этика, право, хозяйство и т.д.), усвоить его ценности и обучить конкретным умениям и навыкам. Проблемы возникают тогда, когда у некоторых учеников появляется духовный «голод» из-за отсутствия «пищи» более высокого порядка.
Итак, друзья, это те альтернативы, типы педагогических позиций, с которых, по моим наблюдениям, обращаются в настоящее время учителя к своим подопечным. Нашли ли вы себя в этих описаниях? Может быть, у вас что-то другое?..
(продолжение следует... здесь)
на начало статьи - здесь