Пока в Иркутской области наводнение сносит дома и мосты, два оплота российской журналистики - гражданин Соловьев и гражданка Скабеева - затеяли жгучий и по-настоящему животрепещущий спор на тему: как все-таки правильно трактовать слово «great», оброненное Трампом в адрес Владимира Владимировича? Великий или просто отличный? Или, быть может, отличительно великий?
Наблюдать за подобными процессами, говоря откровенно, занятие не из приятных. Сразу возникает ощущение некоего дереала, переноса в альтернативную вселенную. В стране разворачивается полноценная национальная катастрофа с колоссальными разрушениями и растущим день ото дня количеством жертв – по моему мнению, катастрофы такого масштаба происходят не каждые десять лет. Казалось бы: в такой страшной ситуации как никогда необходимы мобилизация и включенность в происходящее всего населения. Когда в беде целый регион, другие должны протянуть ему руку помощи. Ведь это и есть то пресловутое единение нации, о котором без умолку рассуждают наши политики? И одним из главных мобилизующих факторов обычно – я говорю «обычно», подразумевая общемировой опыт – становятся СМИ, в большей степени, чем прочие – телевидение. ТВ, если оглядеться, сопровождает нас повсюду. В торговых центрах, в коридорах на работе, у парикмахера, на улице. У кое-кого телевизор еще наличествует дома. Когда случается несчастье, обыкновенно все выпуски новостей начинаются с экстренных вестей о развитии ситуаций в зоне бедствия, внимание СМИ сосредотачивается на этом, а главным в повестке становится вопрос помощи пострадавшим.
Однако наше федТВ, как и всегда, идет своим путем. В черные для страны дни оно не нашло для себя более актуальной темы, чем подробный разбор мимики и жестов президента США в адрес Владимира Путина. Скабеева в красках живописует аудитории, что словосочетание «great guy» необходимо переводить строго в значении «великий». Ей возражает Соловьев: все-таки контекст указывает не на «великого», а на «отличного». Но Скабеева не согласна – если в отношении США Трамп употребил «great» как «великая» («Make America great again»), то и в отношении российского президента переводить нужно точно так же. Битва титанов! Но как бы там ни было – это победа! Белый человек назвал нашего «отличным парнем»! Приплюсуем сюда «приобнимание» и загадочный взгляд – и впору открывать шампанское! Как когда-то, когда Трамп обошел Клинтон. А может, чтобы не сглазить удачу, стоит объявить этот день государственным праздником?
Трудно поверить, но ЭТО на самом деле обсуждается в федеральной повестке сутки напролет. Стихия беспощадно сметает целый регион, гибнут люди, экономике нанесен ощутимый ущерб – а мастера журналистики не могут наобсуждаться приобнимания Трампа и Владимира Владимировича. Их стараниями складывается впечатление, будто этот старый малосимпатичный мужчина в красном галстуке – единственный свет в окне для огромной страны. Его ужимки, кривляния и взмахи рукой – обещание нашего светлого будущего. Ему даже не нужно говорить – Скабеева и Соловьев все скажут и растолкуют россиянам за него. Гибель соотечественников – пустяк на фоне такого эпохального события. Наверное, тут снова влезает феномен российских параллельных реальностей, однако теперь он выглядит не смешно, а страшно. В нашей реальности – горе. В их – праздник и большая радость, которую никто не скрывает. От чудовищного контраста впору хвататься за голову, но по-другому, увы, не будет. Двум параллельным не суждено пересечься.