Досрочно закрыть ипотеку – мечта каждого гражданина. Спустя 15 лет и пару месяцев я вношу последний платеж. За столь долгий срок изменилась страна, какие-то территории присоединились, какие-то отделились. Менялись президенты и правительства, только ставка по моему кредиту оставалась на стабильно высоком уровне. Собственно, переплата более чем в два раза за 10 лет заставила меня напрячься и закрыть кредит на 10 лет раньше срока.
Давно не существует того банка, в котором оформлялась ипотека. Про мой договор, естественно, не забыли, сначала долг выкупил другой банк, и после объединения кредитных организаций в Регулятор Единой Банковской Системы (РЕСБ), все мои финансовые операции стали контролироваться данной структурой. Более того, новая компания распространила свое влияние на страховые компании, сотовых операторов, магазины и АЗС и вся информация о покупках и действиях каждого человека стекается в центр обработки данных.
В кармане зазвонил телефон. В этом устройстве сосредоточена вся информации обо мне: документы, деньги, страховка. Он служит пропуском на работу, в метро, работает как ключ от машины. Телефон постоянно считывает мои жизненные показатели, чего анализирует, синхронизируется с какими-то серверами для проверки, обработки и Бог знает еще чего.
– Добрый день, Александр Иванович, – сказал из трубки приятный женский голос, – служба поддержки клиентов Регулятора Единой Банковской Системы рада сообщить вам, что задолженность по ипотечному договору полностью закрыта, закладная на квартиру передана в государственную электронную службу регистрации права, документы о собственности отравлены на электронную почту. Вы можете распоряжаться имуществом по своему усмотрению, в том числе сдавать квартиру в аренду. Ваш социальный рейтинг повышен до 70 баллов. Поздравляем. Теперь вам доступен расширенный перечень финансовых и потребительских услуг. Прослушайте информацию о вкладах и новых способах расчетов между… .
Я положил трубку.
Социальный рейтинг – новый способ контроля над гражданами, который начал функционировать одновременно с созданием РЕСБ. Мой рейтинг чаще всего находился в пределах 55 – 60 баллов, это значит, мне можно водить автомобиль, покупать легкий алкоголь, работать в компании численностью не менее 100 человек и иметь одного ребенка. Когда рейтинг превышает 65 баллов, разрешается покупать крепкие спиртные напитки, посещать кафе и рестораны, приобретать загородную недвижимость, да, и еще можно курить. Последние два пункта для меня особенно важные.
За покупку сигарет система обязательно снимет один балл, если камера снимет меня курящим в неположенном месте, то автоматически спишут деньги в оплату штрафа и 20 баллов социального рейтинга, чтобы восстановиться, придется еще раз закрыть ипотеку. Борьба за здоровье нации, ничего не поделаешь. Запас прочности у меня есть, могу себя побаловать.
Дом в деревне я хотел купить с тех пор, как понял, что такое ипотека на самом деле. Сам кредит я бы закрыл лет за пять, но, во-первых, первое время гасишь в основном банковские проценты, во-вторых, финансовая компания навязывает работодателя, плюс коммунальные платежи, ставки по которым растут быстрее любых зарплат. А в своем доме красота: свежий воздух, натуральные продукты, и никакой коммуналки. Свобода.
Моих скромных сбережений хватить на целую деревню. Спроса на землю и недвижимость за городом нет, корпорации заинтересованы в том, чтобы люди жили в мегаполисах, ведь так проще всех контролировать.
Выйти на уровень в 65 баллов социального рейтинга, задача невероятно трудная. Мне повезло, что за последний год не получил ни одного штрафа, деньги тратил только на продукты и коммуналку, остатки откладывал в депозит, и наконец, закрыл ипотеку. Большинство населения мечтает о 45-ти балльном социальном рейтинге, чтобы легально попить пива или завести ребенка.
Рейтинги есть и выше, например, чтобы выехать за границу или баллотироваться в местные органы власти, необходим 100-балльный социальный рейтинг, более высокие значения интересуют тех, кто дальше продолжает политическую карьеру.
Минимальный рейтинг в 50 баллов можно получить, если полностью сдать в РЕСБ собственные биометрические параметры, при этом телефон и устройства слежения вживляются под кожу. Желающих мало, все-таки «поводок» становится слишком коротким, а неприкосновенность частной жизни пока еще никто не отменял. Если гражданин собрался посмотреть на мир или пойти во власть, то без сдачи биометрии не обойтись.
У меня был другой план:
· Сделать полностью автономный дом, с солнечной крышей, геотермальным отоплением и собственной очистной системой канализации.
· Избытки тепла и электричества направить на обогрев круглогодичной теплицы, со временем можно подумать о животных.
· Уволится с работы, надоело пахать за еду, удаленной работы завались. Наплевать, что она не легальная, и нет пенсионных отчислений, но и доход выше в разы. Люди в городах до пенсии доживают редко, так что, отчисления на старость, заботят меня меньше всего.
Три нехитрых пункта, полгода назад казались недостижимой мечтой, но пока все складывается наилучшим образом. Беру отпуск на неделю и на еду поиски подходящего места.
Поиск в интернете разочаровал. Система предлагает дома в 100 км от центра, только наш городок раскинулся в радиусе на 250 км и менять шило на мыло да еще с доплатой совсем не хочется. Если расширить радиус поиска до 500 и более километров, то количество любых объявлений стремится к нулю. «Неужели там нет интернета или все уже вымерли? – подумал я про себя. – Как же купить дом? Надо перекурить, вопрос, похоже, непростой!».
Раздался телефонный звонок.
– Добрый день, Александр Иванович! Вас приветствует объединенный сервис по подбору недвижимости! На основании ваших интернет-запросов хотим предложить Вам несколько вариантов загородной недвижимости, – произнес приятный женский голос.
– Девушка как вас зовут? – ответил я, прекрасно понимая, что разговариваю с компьютерной программой, а голос принадлежит какой-то известной актрисе из XX-го века.
– Меня зовут Анна. В маркетплайсе РЕБС собраны самые лучшие предложения по загородной недвижимости нашей страны. Все дома полностью подготовлены для проживания, находятся в чудесной зеленой зоне, полностью благоустроены, имеют центральное или газовое отопление, водопровод, канализацию, интернет, отличные подъездные пути.
– Анна, дом меня мало интересует, мне нужна своего рода дача, с огородом, небольшим домиком без центрального отопления и прочих благ цивилизации.
– Я не совсем понимаю, – в голосе не было никакой интонации, такое чувство, что система зависла, – Дача, это марка автомобиля, как связать ее с огородом мне не известно. В любом случае, выращивать овощи и фрукты на территории загородного дома запрещено.
– Анна сколько стоят спутниковые карты? – мне пришла в голову интересная мысль.
– Вся планета 20 долларов в сутки, при покупке более чем на одну неделю будет скидка в 20%.
– Тогда всю планету на восемь дней, – ответил я, и положил трубку. Через мгновенье списались деньги, и открылся доступ к панорамам планеты с высоты птичьего полета. Осталось выбрать подходящую местность и отправится в путь.
Покинуть город оказалось достаточно проблематично. Нет, улететь на самолете в другой мегаполис можно без проблем, но на автомобиле я столкнулся с барьерами, преодолеть которые может не каждый. Помимо того, что трасса за пятым окружным кольцом стала платной, проверки документов и социального рейтинг становились все чаще. Расспросы о том, куда, зачем, как долго будете находиться становились все дольше.
Хватило же мне ума на первом посту сказать, что еду к друзьям в Сосновку, которая находится в черте города. Пока продолжал так врать, проблем не было. Стоило проехать Сосновку и началось.
– Добрый день, проверка документов, – остановил меня полицейский на очередном посту.
Я подал инспектору телефон, который он поднес к своему считывающему устройству.
– Александр Иванович, куда направляетесь? – продолжил человек в форме.
– К друзьям в Сосновку.
– Вы проехали Сосновку 20 минут назад, – констатировал инспектор, – Вам необходимо развернуться и на 195 километре повернуть направо.
– Я там был, но все уехали отдыхать за город, вот и получается, что и мне нужно за город, завтра вернемся обратно, – придумывал я на ходу, но получалось не очень убедительно.
Инспектор смотрел на меня, вертя телефон в руке.
– Выйдете из машины – потребовал полицейский, – Вы знаете, что покидать город лицам не прошедшим биометрию нельзя.
Я вышел, но полицейский вместо, того чтобы проводить меня на КПП отошел чуть в сторону и передал мне телефон. На нем были цифры, вернее, это была сумма.
– Не знал, что в нашей стране ограничено передвижение.
– Вы поймите Александр, я ничего против вас не имею, есть рекомендации, согласно котором людей без биометрии из города приказано не выпускать. Ради Вашей безопасности, конечно. Думаете, сколько времени мне потребуется, чтобы понизить социальный рейтинг?
– Я понял командир, куда отправить деньги? – полицейский достал устройство и приложил к моему телефону. Перевод совершен.
– Александр, последний совет. Через 50 км будет черта города и основной контрольно-пропускной пункт. Если действительно хоте съездить отдохнуть, там придется сдать полную биометрическую карту, все оборудование на КПП есть. Процедура платная. Народу на посту достаточно много, поэтому «договариваться» не советую, это все-таки преступление. Дальше думайте сами. Счастливого пути.
Деньги исчезали прямо на глазах, еще одного вымогательства мне не потянуть. Надо перекурить и подумать. Мысль пришла в голову случайно: «Пост можно объехать!».
Я долго изучал карту местности и нашел пару лесных дорог в объезд КПП. Составляя маршрут, я подумал: «Полицейские тоже не дураки, могут выставить патруль и на лесных дорожках, значит, надо увеличить расстояние от поста и перед съездом в лес запустить дрон.»
Поездка по лесу прошла спокойно. Дорога оказалась достаточно накатанной, видимо, я не первый, кто выбирается из города такими путями. Свежий лесной воздух слегка дурманил. Последний раз я был в таком лесу еще в детстве и совсем забыл как пение птиц и шорох листвы умиротворяют, мысли в голове сами собой приходят в порядок. Я понимаю, что уже никогда не вернусь в город. Надо ехать дальше, туда, где нет тотального контроля, туда, где люди могут жить для себя, а не для процветания корпораций.
Дорожное покрытие на загородной трассе практически отсутствовало, асфальт тут не ремонтировали лет 20, поэтому моя скорость, заметно снизилась. Приехать бы до пункта назначения до вечера.
В выбранную мной первую деревню я заехал с первыми лучами восходящего солнца. Сказать, что место было заброшенное нельзя. Некоторые дома выглядели на редкость красиво и ухоженно, среди них встречались совсем развалившиеся постройки. Вокруг много зелени и цветов.
Навстречу мне вышли двое мужчин и жестами попросили остановиться. Я посмотрел на свой телефон, сигнал сети минимальный, но он есть.
– Доброе утро! – сказал один мужчина, подходя к автомобилю. – Меня зовут Иван, вы из города едите?
– Доброе, – ответил я, – да хочу присмотреть новое место жительства подальше от эксплуатации граждан.
– Смотри Иван, уже пятый за эту неделю, – вступил в разговор второй человек, – Будем рады видеть Вас в нашей деревне. Если не понравится, покажем, куда можно еще отправиться.
– Сколько стоят дома у Вас, мне нужно с небольшим участком, – задал я вопрос и добавил, – К сожалению, в средствах я ограничен, очень много пришлось отдать полицейским при выезде из города.
– Подберем тебе дом приятель, не беспокойся о деньгах, хватит тебе на все. Поможем выбрать нормальный участок бесплатно, здесь заброшенных строений около 100. Из них есть очень даже ничего, тебе понравится.
– А как же свидетельство о собственности?
– Зачем оно, государственная программа здесь не работает, все друг друга знают. Мы с Иваном знаем еще и некоторых человек из соседних поселений.
– А полиция, законы и все такое?
– Мы полицию не любим, за последние пять лет вообще не видел людей в форме. Ты что не понял? Стражи порядка не закон охраняют, а интересы корпораций. Главной их задачей является сторожить стадо. Сам понимаешь какое? – сказал Иван, – Оставайся, тебе у нас понравится. Может вытащить из тебя устройства для биометрии, если хочешь, тут они бесполезны и даже вредны.
– Из биометрии у меня только телефон. Проблем не будет!
– Отлично, пойдем выбирать новую жизнь.