Читаю я ленту инстаграма...
А там пост - «Проблема нынешних родителей в том, что они учат детей качать права, но не учат выполнять обязанности»,
Действительно, уверена, что в практике любого учителя был минимум один случай, когда в ответ на требование ученик говорил: «Не имеете права!» Самая невинная просьба пересесть на другое место может встретить сопротивление: «А почему я должен пересаживаться? Мне и здесь хорошо.» И это даже не хамство, а искреннее непонимание того, что есть порядок, есть иерархия, есть условия способствующая успешному освоению знаний, а есть – бардак.
У меня была драматическая история
Новая параллель пятиклассников. На первом уроке знакомимся. Среди прочего объявляю малышам свои требования, в частности не опаздывать на уроки. Совсем в скором времени одна малышка опаздывает. Открывается дверь, далее следует вопрос: «Можно войти?» Я продолжаю вести урок, ни говоря ни «да», ни «нет», она стоит у двери до конца урока. Потом последовала жалоба директору, что я унизила и растоптала личность ребёнка. Сразу скажу, что всё закончилось хорошо, малышка выросла закончила не только школу, но уже и первый курс института, мы в прекрасных отношениях. И когда я спрашивала: «Таня, почему ты не прошла в класс, что тебя держало у двери?», в ответ: «Совесть. Вы же не ответили на вопрос.» Пятый класс, десять лет, совесть держала сорок минут, но это единственный такой случай в моей практике.
У каждой школы есть Устав
В Уставе написаны права и обязанности участников образовательного процесса. Чаще всего на пару десятков прав две-три не чётко сформулированные обязанности, например, «выполнять Устав Учреждения, Правила поведения учащихся, приказы директора Учреждения, инструкции по технике безопасности». Но кто из учеников и родителей читает школьные Уставы?
В одной из католических школы Польши действуют следующие правила:
Максимальное количество баллов, которые может получить ученик за ответ – двадцать баллов.
Каждый триместр выдается табель со средним баллом по каждому предмету и общий средний балл успеваемости.
Каждый триместр озвучивается средний балл класса, самый низкий и самый высокий балл класса, чтобы ребенок мог сравнить свою успеваемость с другими.
Каждый ученик получает характеристику от учителя.
Староста класса получает дополнительную характеристику от классного руководителя о том, как он справляется с обязанностями.
Ученики, которые считают, что по какому-то предмету балл будет не дотягивать до желаемого, берут дополнительные предметы, чтобы повысить свой средний балл, например латынь.
Контрольные работы надо писать только перьевой ручкой, если будет использована шариковая ручка, то оценка снижается на балл.
За помарки, исправления оценка снижается на половину балла.
За опоздание, даже на минуту – три часа дополнительных занятий в субботу.
Три раза забыл пропуск в школу – час дополнительных занятий и выговор. Три выговора - исключение из школы.
Готовы ли российские школьники следовать этим правилам. Вообще следовать правилам? Наверное не сейчас.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.