Найти тему

Иероним Босх. Наркоман-пришелец или маньяк-шизофреник

Портрет Босха. Карандаш, сангина,
Портрет Босха. Карандаш, сангина,

В словаре Брокгауза и Эфрона 1890 года выпуска его называют Гиероним Бос. На самом деле мальчонку звали Еру́н Анто́нисон ван А́кен, но лет в 30 он почему-то решил взять псевдоним по названию родного города, строго говоря, по части названия – хертогенбос – герцогский лес, бос – лес. Впрочем, и сейчас, как 500 лет назад, Хертогенбос в разговорной речи сокращают до Den Bosch – ден Босх.

Заодно, видимо, тогда же он решил и имя подправить, что это за Ерун, да еще Антонисон. Иероним вот - да, это звучит гордо. Даже составил в 1480 году соответствующий документ по этому поводу.

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»
Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»

Говорят, маленький Ерун в детстве увидел страшный пожар в родном городе, и этот факт повлиял на все его творчество. Поэтому столько огня, ада и демонов в его картинах. Причем, тех, что мы видим в несчетное количество раз меньше тех, что рождались фантазией художника. Это удалось узнать, благодаря инфракрасным снимкам. Он рисовал одних чудовищ, потом сверху других и так до бесконечности. Любимая поговорка моих редакторов «лучшее – враг хорошего» вообще не про Босха.

В Филадельфии есть копия «Искушений св. Антония», так вот на ней нарисованы фигуры, которых нет в конечном варианте, аттрибутированном Босху. Зато они видны в инфракрасном излучении. Представляете, получается, филадельфскую копию рисовал не просто современник Босха, но художник, работавший в его мастерской и видевший первые версии картины.

Про страшный пожар, это лишь одна из огромного количества версий того, почему столько ужасов и странных и отвратительных демонов в его картинах. До такой степени отвратительных, что они становятся даже притягательными. Некоторые уверены, что патологическая образность Босха — родом из видений, которые посещали художника в измененном состоянии сознания. Есть и те, кто готов поставить ему диагноз: «творчеству Босха свойственен полифонический характер — своеобразная характерологическая мозаика, порожденная шизофреническим процессом» - считает видный российский психиатр Марк Бурно.

-3

Другие уверены, что «для вдохновения» Босх принимал какие-то рекреационные препараты. Ну клея Момент в XVI веке еще не придумали, так что, похоже, имеются ввиду галлюциногенные грибочки, по версии сторонников этого варианта обильно произраставшие в окрестностях ден Босха (леса), впрочем обычную коноплю я бы тоже со счетов не сбрасывала – кудаж в шестнадцатом веке в Голландии да без конопли.

-4

Впрочем, существует мнение, что Босх то ли наблюдал прибытие НЛО, то ли сам был пришельцем. Думаю, тут как раз степень погруженности в проблему зависит от количества принятых исследователями творчества художника галлюциногенов.

-5

Сначала голландский профессор иконографии Эдмунд ван Хооссе, исследуя выполненную Босхом роспись одного из соборов Хертогенбоса, приходит к выводу о том, что Иероним был свидетелем приземления тарелки. Потом американский уфолог Джордан Хардс опровергает эту версию. Какой антинаучный вздор, считает он, Босх, наблюдавший пришельцев в XV веке, с ума вы все там посходили что ли: совершенно очевидно, что Босх сам был пришельцем. Забудьте о метафорах и аллегориях — Босх был реалистом. Летающие рыбы? Ученая саранча? Меланхоличное древесное чудище, в чреве которого пирует веселая компания? На его родной планете – это просто фауна такая или флора, в общем – повседневность.

-6

Если же принимать во внимание те немногочисленные биографические факты, которые нам известны, получается, что Босх прожил очень размеренную, чтобы не сказать скучную, жизнь. Родился, унаследовал семейный бизнес, выгодно женился, работал по большей части на одного заказчика, унаследованного вместе с бизнесом - Братство Богоматери - влиятельную светско-религиозную организацию, основанную в Хертогенбосе в начале XIV века.

Нет, конечно, и других заказчиков было немало, вельмож всяких, даже королей. В числе его заказчиков (помимо неизменного Братства Богоматери) были король Испании Филипп II, наместница Нидерландов Маргарита Австрийская, герцог Нассау-Бреда Генрих III. Что они видели в его картинках - назидание грешникам, теологические ребусы или просто «ужастики», которые бодрят и щекочут нервы? Кто же его сейчас-то знает. Но совсем не удивлюсь, если, показывая картины Иеронима Босха гостям, счастливые обладатели подавали зрителям какой-то аналог поп-корна.

Ну и в заключение из любимого – картину «Страшный суд» Босху заказал, угадайте кто? Филипп Красивый, гулящий муж Хуаны Безумной, сестры Екатерины Арагонской – первой жены Генриха VIII. Везде Тюдоры.