Видео для конкурса «Большая перемен@»
Автор Лейла Бешимова
Время летит молниеносно. Меняются нравы, восприятие мира становится иным. Доступность информации дает неограниченные возможности. Важно разглядеть среди этой информационной мишуры то главное, что нам действительно необходимо; то, что достойно, полезно и нравственно.
Цифровые технологии уверенно заняли место в нашей жизни, и с ними бессмысленно бороться. Недостатки гаджетов можно превратить в достоинства, и я хочу поделиться с коллегами идеями о том, как именно это сделать.
Учителя хорошо знают методику преподавания, а дети и родители любят делать «селфи», снимать видео и пользоваться разными благами, которые дарит им цифровой друг. Наши знания и пристрастия детей и родителей дают положительный результат, к которому стремятся все педагоги – это качественные знания и умения детей. По мессенджеру для быстрого общения я связываюсь с родителями ребенка, оповещаю их, в течение какого времени они должны снять видео для нашего рабочего урока в классе и пишу план-конспект с рекомендациями.
А вот что получилось!
Видеофрагмент домашнего задания учащихся: ученица со своей мамой в роли ведущих и актеров представляют басню Крылова «Ворона и лисица», разыгрывают ее по ролям, а затем разбирают сложные моменты.
Подготовка к таким урокам немногим сложнее подготовки к обычным занятиям, но цель оправдывает средства. Этот и подобные уроки вы можете посмотреть на моем ютуб-канале, который создан в помощь учителям начальных классов.
Учитесь пользоваться видеоредакторами, которые помогут вам ярко и насыщенно провести урок. Информация, которая подается в таком формате, пробудит интерес к предмету и точно запомнится!
Фрагмент видеоурока: учитель поясняет интересные моменты из сказки о царе Салтане (что такое «пава», почему корабли всегда пристают к пристани и зачем на ней палят пушки). На экране – иллюстрации к сказке, фотографии, эпизоды из мультфильма.
Фрагмент видео, подготовленного учащимися: ребята рассказывают необычные факты об окружающем мире (лимон слаще клубники, у кошек больше ста голосовых связок и т.д.)
На этой перемене я хочу сознаться, что цифровое обучение использую только в качестве дополнительного, но не основного вида подачи материала. Поэтому учебный процесс всегда проходит динамично и эмоционально.
Видеофрагмент уроков: ученики у доски в костюмах королей объясняют особенности фонетической записи слова, одноклассники помогают, отвечая с места, и работают с карточками; другой урок – на физминутке дети поют песенку и синхронно выполняют действия; следующий урок – ученики работают с орфограммами с помощью ватмана и приклеенных к нему «окошек».
К цифровому обучению в умеренных количествах я отношусь положительно и категорически против полного перехода на «цифру». Предлагаю послушать других учителей: что они думают о насущных вопросах цифровизации?
Жанна Александровна:
Считаю, что цифровые технологии помогают донести материал. В век инновации мы разговариваем с детьми на «их языке», используя видео, фото и т.д. Для примера – один раз первоклассникам включила кассету со сказкой. Детям было неинтересно, они возмутились: «Как это картинку мы не увидим?», «Мы будем только слушать?!»
Но у этого есть и обратная сторона. Если можно сразу увидеть картинку, видео и прочие материалы, как же будет развиваться воображение?
Алина Сергеевна:
На мой взгляд, профессия учителя рискует потерять свою востребованность и остаться в истории, как и многие другие профессии. Это связано с достижениями научно-технического прогресса. Так, совсем скоро работу рискуют потерять библиотекари, поскольку их сменят электронные библиотеки и архивы в Глобальной Сети.
Однако, даже здраво оценивая все эти риски, не стоит недооценивать роль цифровых технологий сегодня. Учителя забыли о том, что такое писать от руки многостраничные конспекты и рисовать яркие картинки в качестве раздаточного материала.
Виктория Ивановна:
А мое мнение, что техника до конца не сможет заменить учителя. Ведь в школе через общение с учителем ребенок учится социализироваться. Но техника, бесспорно, помогает.
Дарья Владимировна:
Добрый день! Цифровизация меняет образование, как я считаю, в лучшую сторону, так как материал зачастую может быть интереснее, чем нарисованные от руки учителем картинки, да и что говорить – учителю это тоже облегчает жизнь. Сейчас в интернете запросто можно купить за 500-1000 рублей видеокурс по рисованию, обучению иностранным языкам и т.д. Но и здесь учитель отвечает за подачу информации или организацию деятельности, как и в школе, так что с этой точки зрения педагог своей актуальности не утеряет.
А если говорить о гаджетах, то, полагаю, учитель может остаться на втором плане после разработчиков различных программ и интерфейсов. Каждый сам сможет себе купить гаджет, который обучит его всему – может, в будущем это будет даже дешевле, чем обучение.
Цифровые технологии значительно облегчают подготовку к урокам, хотя и требуют времени, а также определенных знаний. Таким образом, образование идет в ногу со временем, это здорово и актуально, интересно учащимся. Важно только, чтобы ученики оставались субъектом обучения и сами добывали себе знания, а не получали их в готовом виде.
Электронные дневники, учебные пособия, литература в общем и электронном виде – уже наше настоящее, которое бывает даже удобнее, чем обычная книга.
На уроках бывают трудности с цифровыми технологиями на уроках. Например, урок сопровождается презентацией, аудио- и видеоматериалом. Отключили свет, техника не работает – урок в руках опытного педагога не будет сорван, но интерес к нему может уменьшиться.
Гульнара Ибрагимовна:
Добрый день, коллеги. Считаю, что цифровизация неизбежно наступает и эта тенденция современной цивилизации, никуда от этого не уйдешь. Но как развить опыт человеческих отношений, творческую личность, умение сопереживать и радоваться победам другого человека? Современные технологии – прекрасное изобретение, но какие минусы в себе несет: угроза здоровью, утрата навыков каллиграфии, неумение строить отношения со сверстниками и быть в социуме, проблемы с речью и т.д.
Лариса Тимуршеевна:
Если цифровое обучение заменит учителя, мы получим роботов в лице будущих поколений: бездушных, безучастных и не факт, что профессионалов в своем деле. Я за цифровое обучение как за один из приемов, методов. Не более того. В нем есть свои плюсы и минусы, и помочь разобраться, особенно ребенку, может только учитель. Родителям, к сожалению, эта сторона жизни своих детей мало интересна.
Бактыгуль Султанбекова:
Живого человека, тем более учителя – воспитателя душ человеческих, ничем заменить нельзя. Однако цифровые технологии для меня являются одним их хороших методов для достижения целей учителя. Поэтому я думаю, что от цифровизации мы не отмахнемся. Так давайте же будем ее использовать во благо общих ресурсов. Например, в первых классах до чтения текста сказки я использую мультфильмы на кыргызском языке. Затем дети инсценируют его на, опять же, кыргызском языке при помощи речевых конструкций. Это вызывает огромный интерес и желание изучить язык. А анимации помогают без перевода понять глаголы.
Лариса Юрьевна:
Добрый день, коллеги! Я считаю, что цифровизация необходима на уроках, так как детьми легко и с интересом воспринимается материал. Но, с другой стороны, пропадает интерес к художественной литературе. Считаю, что нужно совмещать цифровые технологии и работу учителя, потому что ребенок самостоятельно не сможет выделить, что для него полезно, а что нет! Даже для использования цифровых технологий должен быть человек, который сможет объяснить, как пользоваться тем или иным гаджетом! Так что без человека никуда!
Динара Омурбекова:
Планшет не научит думать, анализировать, рассуждать. У учащихся будет прогрессировать искривление позвоночника, ухудшение зрения. Лучше было бы, если параллельно действовали обе системы обучения.
Ирина Габдурахмановна:
Добрый день! У меня нет однозначного ответа на эти вопросы. Наступила новыя эпоха – эпоха цифровых носителей. Читала в каком-то докладе о том, что цифровое образование будет неминуемо реализовано, поскольку является неотъемлемой составляющей цифровой экономики. В настоящее время эта технология не изменила фундаментальные способности человека учиться, но она коренным образом изменила то, как передаются идеи и практики и что значит быть знающим человеком.
Возможно, в будущем профессия «учитель» претерпит изменения – уже сейчас все чаще слышишь слово «тьютор», а не учитель. «Цифровизация» значительно облегчает процесс подготовки к уроку, делает его интереснее. Появляются новые способы не только контроля знаний, но и возможность подойти к каждому ученику с учетом его индивидуальных особенностей.
Но есть и обратная сторона медали – наши дети! Они становятся очень замкнутыми, необщительными. Использование гаджетов становится круглосуточным. На зимних каникулах я прочитала книгу Дэна Брауна «Происхождение», так вот в этой книге автор отвечает на вопрос «куда мы идём?», и ответ неутешительный – человечество движется к вымиранию и симбиозу с искусственным интеллектом.
30 мая я принимала участие в международном семинаре по информационной безопасности, на котором выступал профессор из Москвы. Он уже очень давно занимается этими вопросами на очень высоком уровне и знает не понаслышке, о чем говорит. Так вот, в своем докладе он рассказывал о том, с каким интересом сейчас молодежь проходит операции по вживлению под кожу различных чипов – чипирование. Например, для того, чтобы проходить через турникет, нужно только приложить руку и т.п. Для меня эта новость стала пугающей. Но современные подростки это воспринимают как должное. Для них «круто» иметь чип под кожей. Очень не хотелось бы видеть своих внуков биороботами. Наша задача как учителей и родителей – научить детей пользоваться интернетом и гаджетами, чтобы существенно снизить риски как для физического, так и для психического здоровья.
Подытоживая все вышесказанное – мы, учителя, пришли к единогласному мнению, что для полноценного развития детей «цифра» хороша в меру. Мы хотим жить в обществе здравомыслящих людей, способных мыслить, чувствовать и созидать.
____
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»