Найти в Дзене
Потерянный канал

Солдат, который не хотел сдаваться

17 декабря 1944 года японская армия отправила двадцатитрехлетнего солдата по имени Хиро Онода на Филиппины, чтобы присоединиться к бригаде Суги. Он находился на маленьком острове Лубанг, примерно в семидесяти пяти милях к юго-западу от Манилы на Филиппинах, и ему было приказано возглавить гарнизон Лубанга в партизанской войне.

Когда Онода отправлялся на задание, командир дивизии сказал ему: “тебе категорически запрещено умирать от собственной руки. Это может занять три года, это может занять пять, но что бы ни случилось, мы вернемся за тобой. До тех пор, пока у вас есть один солдат, вы должны продолжать вести его. Возможно, вам придется жить на кокосах. Если это так, живите на кокосах! Ни при каких обстоятельствах не отказываться от своей жизни добровольно."Оказывается, Онода был исключительно хорош в выполнении приказов, и прошло 29 лет, прежде чем он, наконец, сложил оружие и сдался.

В феврале 1945 года, всего через пару месяцев после прибытия Оноды на Лубанг, союзные войска атаковали остров и быстро настигли его оборону. Когда союзники двинулись вглубь страны, Онода и другие партизаны разделились на группы и отступили в густые джунгли. Группа Оноды состояла из него самого и еще трех человек: капрала Шоити Симады, рядового Киншичи Козуки и рядового Юити Акацу. Они выживали, нормируя свой запас риса, поедая кокосы и зеленые бананы из джунглей, и иногда убивая одну из местных коров для мяса.

Убив одну из этих коров, несколько месяцев спустя один из солдат нашел записку. Это была листовка, оставленная местным жителем, в которой говорилось: “война закончилась 15 августа. Спустись с гор! Японские партизаны внимательно изучили записку и решили, что это пропагандистский трюк союзников, чтобы выманить их из укрытия. Это было не единственное сообщение, с которым они столкнулись; на протяжении многих лет с самолетов сбрасывали листовки, оставляли газеты и письма от родственников с фотографиями. Каждая попытка рассматривалась солдатами как хитрая мистификация, устроенная союзниками.

Острова Лубанг, Филиппины

Онода и его люди жили в джунглях в течение многих лет, иногда участвуя в стычках и выполняя акты саботажа как часть их партизанской деятельности. Их мучила жара джунглей, непрекращающийся дождь, крысы, насекомые и время от времени вооруженные поисковые отряды. Все деревенские жители, которых они видели, были замечены как шпионы и атакованы четырьмя мужчинами, и за эти годы много людей были ранены или убиты солдатами-разбойниками.

В сентябре 1949 года, спустя четыре года после того, как четверо мужчин скрылись, один из сослуживцев Оноды решил, что с него хватит. Не сказав ни слова остальным, рядовой Акацу однажды улизнул, и бригада Суги сократилась до трех человек. Где-то в 1950 году они нашли записку от Акацу, в которой сообщалось, что его встретили дружественные войска, когда он покинул джунгли. Остальным было ясно, что Акацу принуждают работать на врага, и доверять ему нельзя. Они продолжали свои партизанские атаки, но более осторожно.

Три года спустя, в 1953 году, капрал Симада был ранен в ногу во время перестрелки с некоторым рыбакам. Онода и Козука помогли ему вернуться в джунгли, и без каких-либо медицинских принадлежностей они ухаживали за ним в течение нескольких месяцев. Несмотря на выздоровление, Симада помрачнел. Примерно через год мужчины столкнулись с поисковой группой на пляже в Гонтине, и Симада был смертельно ранен в последующей стычке. Ему было 40 лет.

В течение девятнадцати лет Онода и Козука продолжали свою партизанскую деятельность вместе, живя в густых джунглях в временных убежищах. Время от времени они убивали еще одну корову на мясо, что встревожило жителей деревни и побудило армию начать еще один безуспешный поиск людей. Два оставшихся солдата действовали в убеждении, что японская армия в конечном счете отвоюет остров у союзников и что их партизанская тактика окажется неоценимой в этих усилиях.

Девятнадцать лет спустя после убийства Симады, в октябре 1972 года, Онода и Козука тайком выбрались из джунглей, чтобы сжечь рис, собранный фермерами, в попытке саботировать снабжение “врага” продовольствием. Филиппинский полицейский патруль заметил мужчин и сделал два выстрела. 51-летний Козука был убит, закончив свои 27 лет прятаться. Онода убежал обратно в джунгли, теперь один в своей ошибочной миссии.

Весть о смерти Козуки быстро распространилась по Японии. Был сделан вывод, что поскольку Козука выжил все эти годы, то вполне вероятно, что лейтенант Онода все еще жив, хотя он был официально объявлен мертвым около тринадцати лет назад. На его поиски было послано больше поисковых отрядов, однако каждый раз он успешно уклонялся от них.

Но в феврале 1974 года, после того как Онода полтора года провел в джунглях один, его выследил студент японского колледжа по имени Норио Судзуки.

Когда Судзуки покинул Японию, он сказал своим друзьям, что “собирается искать лейтенанта Оноду, панду и отвратительного снеговика в таком порядке. Онода и Судзуки быстро подружились. Судзуки пытался убедить его, что война давно закончилась, но Онода объяснил, что не сдастся, пока командир не прикажет ему это сделать. Судзуки сфотографировал их вместе и убедил Оноду встретиться с ним снова примерно через две недели в условленном месте.

Когда Онода пришел на место встречи, его ждала записка от Судзуки. Судзуки вернулся на остров с бывшим начальником Оноды, майором Танигути. Когда Онода вернулся, чтобы встретиться с Судзуки и его старым командиром, он прибыл в том, что осталось от его парадной формы, с мечом и все еще работающей винтовкой Arisaka, 500 патронами и несколькими ручными гранатами. Майор Танигути, давным-давно уволившийся из армии и ставший книготорговцем, зачитал вслух приказ: Япония проиграла войну, и вся боевая деятельность должна немедленно прекратиться. После мгновения Тихого гнева Онода отодвинул затвор винтовки и разрядил патроны, а затем снял рюкзак и положил винтовку на него. Когда до него дошла действительность, он открыто заплакал.

К тому времени он официально сдался президенту Филиппин Фердинандом Маркосом в 1974 году Онода провел двадцать девять пятидесяти двух лет скрывался в джунглях, войне, которая давно закончилась для остального мира. Он и его партизаны убили около тридцати человек и ранили около сотни других. Но они сделали это, полагая, что находятся в состоянии войны, и поэтому президент Маркос даровал ему полное прощение за преступления, которые он совершил, скрываясь.

Он вернулся к героическому приему в Японии, но обнаружил, что не может приспособиться к современной жизни там. Японское правительство вернуло ему жалованье за двадцать девять лет на Лубанге, но оно было очень небольшим. Он записал свою историю в виде мемуаров под названием "Не сдаваться: Моя тридцатилетняя война", а затем переехал в Бразилию для спокойной жизни по разведению скота на ранчо.

В мае 1996 года Хиро Онода вернулся в Лубанг и пожертвовал 10 000 долларов школе. Затем он женился на японке, и они вдвоем вернулись в Японию, чтобы управлять природным лагерем для детей, Онода мог поделиться тем, что он узнал о выживании благодаря находчивости и изобретательности. Как сообщается, Онода до сих пор жив в Японии.