Давно вынашиваю статью о внутрисемейных отношениях в нашем дореволюционном прошлом. И исследования сейчас появляются на эту тему в рамках модного направления История чувств и эмоций. Это все звучит не просто интересно, а захватывающе! Всем уже надоело копаться в событиях, голых фактах и их интерпретациях. А тут эмоции, переживания реально существовавших когда-то людей.
Только что это за люди? Это хорошо известно: узкая группа элиты, которая оставила после себя воспоминания, письма, дневники и прочие источники личного происхождения. Только так, собственно, и можно узнать о том, что происходило в душе человека. Императорские указы и официальное делопроизводство тут не помогут.
Читать это, как правило, очень любопытно, почти как роман. Личное же, умышленно или случайно попавшее в руки историка.
И проникаешься этими переживаниями Марии Волконской, которая оставила своего малолетнего сына в Петербурге на попечение отца, а сама отправилась в Сибирь к своему мужу-декабристу, где нарожала ему ещё целую кучу детей.
Все переживания людей прошлого считываются с бумаги как из комментариев в интернете.
Один нюанс: большая часть наших с вами предков была в это время безграмотной и никаких мемуаров не писала. Они работали в поле , приходили домой и снова работали, устраивались на фабрику и работали там, сначала только зимой, потом круглый год.
Какие у них были эмоции, радовались ли они рождению очередного ребёнка, переживали ли, что муж ушёл на заработки в город и живет там теперь в бараке, или тряслись в ожидании: вернётся ли окаянный домой через месяц, или найдёт себе там городскую.
Все эти чувства и переживания нигде не зафиксированы, не записаны. Значит их и не было и не о чем говорить.
А записаны чувства верхушки общества. Не только дворян, конечно! Купечество, заработав капитал, тоже осознало своё значение и стало делиться своими переживаниями с бумагой. Промышленники и благотворители (что, в принципе, почти одно и тоже) и некоторые слои разночинцев позже также присоединились к этой «эмоциональной» публике.
Только вот многих из них не стало после известных революционных событий. Уехали из страны или канули в Лету - но результат такой: среди нас очень мало потомков людей, которые так откровенно делились переживаниями с бумагой или воображаемыми читателями дореволюционной эпохи.
Но почему-то невольно мы себя с ними идентифицируем, ставим себя на их место и проникаемся сложностями их жизни. Каждая девочка - как минимум Наташа Ростова, волнующаяся перед первым императорским балом. А мужчина - так обязательно офицер гвардии, непременно из весьма приличной и состоятельной семьи, с романтическим ореолом дуэлянта.
Да и вся эта эпоха кажется сплошной романтикой с благородными мужчинами и кроткими дамами.
А на самом деле мы - это те самые работяги, на чувства, эмоции, семейные и бытовые трудности которых всем было наплевать, которые были в большинстве, но их как-будто и не было вовсе.
Последнее время стала склоняться к мысли, что изучать мемуары дореволюционной России - это примерно то же самое, что читать глянцевые журналы, откровения наших див, сопереживать богатым, которые тоже плачут. Ну побыли минутку в их шкуре, поняли, как им тяжело, и снова обратно в свой мир, где не бывает балов, крестин с участием императорских особ, и приходится очень много работать.
Думаю об этом, и статья никак не пишется. Отложим на лучшие времена.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!