Начинающий менеджер проектов делится своим видением профессии — кто такой менеджер проектов и какие задачи он решает.
В идеале каждый проект должен закончится созданием продукта. Таким продуктом может быть мобильное приложение, построенный дом или юридическая услуга. При этом сами по себе созданные продукты не имеют смысла в отрыве от потребностей людей, которые задумывают проект. Продукт должен быть обладать ценностью, то есть удовлетворять потребности заказчиков, который чаще всего ставит перед проектом цели. Поэтому суть работы менеджера проекта — создание ценности за счет достижения целей проекта.
Чтобы создать ценность, менеджер проекта должен решить три задачи. Во-первых, он должен понять, зачем заказчик решил делать проект. Какие цели он хочет достичь с помощью проекта, какую ценность он для него представляет? Если нужно мобильное приложение, то зачем оно? Что будет, если проект вообще не реализовывать? Вторая задача — определить требования, которым должен соответствовать продукт проекта. Если решили строить дом, то нужен кирпичный или деревянный? И наконец третья — организовать процесс работы так, чтобы на выходе получился продукт, который нужен заказчику.
Создание ценности всегда идет в условиях ограничений, к примеру, по деньгам, по времени, по человеческим ресурсам. Менеджер проекта балансирует между ними, чтобы сделать проект, поэтому некоторые специалисты предлагают оценивать эффективность работы менеджера проекта на основе того, как он справился с ограничениями проекта: если проект уложился в заданный бюджет срок и время, то проект следует считать успешным. Если на проект было потрачено больше времени и денег, чем было запланировано, то проект провалился. Если пришлось урезать функциональность продукта, то менеджер не справился со своей работой.
Полагаю, что соблюсти установленные ограничения — важно, однако главным критерием работы менеджера проекта является — удовлетворенность заказчика. Да, возможно, что в проекте превышен бюджет или его сделали с опозданием, однако, как уже было отмечено, суть работы менеджера проектов — создание ценности. И если у менеджера получилось создать ценность для заказчика и других заинтересованных сторон, то проект следует считать успешным. Ни в коем случае не отрицаю важность соблюдения ограничений, однако приоритетный критерий — ценность проекта для заказчика.
Ценность — главное
Бывает обратная ситуация — когда в проекте соблюдены установленные ограничения, однако заказчик недоволен. Пример из жизни — агенство сделало сайт для клиента, который полностью соответствует ТЗ, бюджет не превышен, со сроками все в порядке, однако заказчику сайт не нравится, поэтому он не будет использовать его для продвижения своей компании. Как оценивать успешность проекта в этом случае? Если главный критерий — создание ценности, то проект провалился, потому что заказчику не нужен результат проекта.
Итак, менеджер проекта отвечает за создание ценности. Это означает, что продукт, который получится в результате проекта, должен удовлетворять потребности заказчика. Менеджер создает ценность в условиях ограничений, поэтому его ответственность — грамотно балансировать между ними, что закончить проект в срок, в бюджет и с нужным качеством. В решении этих задач и состоит суть работы менеджера проектов.