Джон Эрнст Сте́йнбек - классик американской литературы XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, корреспондент, документалист, яркий представитель реализма. Несколько раз посещал СССР, для читателей самая запоминающая поездка Стейнбека была совершена в 1947 г., вместе с фотографом Робертом Капа, результатом чего было написание "Русского дневника" с особыми фотографическими иллюстрациями.
Сам маршрут путешествия был примерно следующим: Ленинград-Москва- Украина(Киев, Киевская область)-Москва-Сталинград-Москва-Грузия(Тифлис- Батуми - Сухуми) - Москва - Киев. Как можно заметить, Москва была всегда "перевалочным" городом от одной отправной точки к другой, автор называл такую систему сообщений "колесом со спицей", где центр колеса это - Москва, что конечно же было очень неудобно для передвижений.
Пересекши границу СССР, через Финляндию на самолете, Стейнбек начал путешествие по огромной, пестрой, еще не оправившейся от войны стране. Об "эхе" войны свидетельствовали: разрушенные пригороды Ленинграда, следы бомбежек в Москве и конечно же изуродованные Сталинград и Украина.
Страна после войны имела катастрофически низкую численность мужского населения, многие те кто пришел с фронта вернулись инвалидами. Такое положение вещей не могло ни отразиться на повседневной жизни, многие хозяйственные обязанности взяли на себя женщины и несмотря на все тяготы с оптимизмом смотрели на жизнь. А сплоченный народ (ниже на фото изображены, украинские женщины колхоза им. "Шевченко") не озлобился и не потерял свою хлебосольность, чему путешественники были свидетелями в особенности в Киевской области и Грузии.
По ходу повествования нередко возникает чувство, что Стейнбеку, крайне неинтересны моменты повествования связанные с идеологическими и формальными моментами, будь-то дискуссия о роли писателя в обществе, до обязательных посещений собраний, встреч, музеев и парков культур.
Автор и сопровождающий его фотограф в большей степени хотели запечатлеть и описать повседневную жизнь советского народа: от рабочих Тракторного завода Сталинграда, до грузинских застольев.
Безусловно тандем писателя и фотографа оказался очень удачным. Произведение и иллюстрации к нему производят эстетически приятное впечатление. Читатель может более глубоко погрузится в суетливое прошлое людей большой страны.