«Если человека обидел царь, вождь или государство, то до какого предела он вправе мстить, а с какого становится виноватым? Проблемы вины и наказания, кары и милосердия вечны и злободневны».
Насколько необходимо современном человеку знать мировую классическую литературу? Чему мы можем научиться у древних? Вот какой ответ дала Татьяна Мальчукова (1940 - 2019), профессор ПетрГУ. Ее работы в области античности, христианства и русской словесности получили мировое признание.
— Уже много лет я читаю и перечитываю «Илиаду» Гомера и нахожу в ней все новые красоты и глубины. Но главное — в этом литературном памятнике поставлены нравственные вопросы, которые нам приходится решать и сейчас. Это конфликт человека и общества, проблема вины государства перед личностью и личности перед государством, тема раскаяния этой личности.
Вспомним, к примеру, спор Агамемнона и Ахилла. Агамемнон, решив продемонстрировать свою власть, отнимает у Ахилла почетный дар — пленницу. Ахилл, защищая свои права, отказывается от участия в битве, в результате чего гибнут люди, среди которых лучший друг Ахилла — Патрокл. И вот тогда, в раскаянии, проклиная свой гнев, Ахилл приходит от осознания своих прав к пониманию обязанностей человека перед людьми. Он мстит за друга, хотя знает, что вслед за мщением последует и его смерть.
Подобные вопросы, как мне кажется, встают и в наши дни. Вот, скажем, если человека обидел царь, вождь или государство, то до какого предела он вправе мстить, а с какого становится виноватым? Проблемы вины и наказания, кары и милосердия вечны и злободневны.
Поэма войны у Гомера кончается нотой примирения. И в этом мне видится не только знак того времени, но и способ решения многих проблем современности.
Записала: Татьяна Каракан
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал!