«Классики» на пути из Пекина в Париж проехали через Великий Новгород.
Джим Гейтли , США:
- Моя машина - это Cadillac Series 60, четырёхдверный кабриолет 1937 года выпуска. Сам я из штата Невада. Мы переправили машину на корабле и стартовали из Пекина, отправились по этому пути (указывает на карту): Китай, Монголия, Южная Сибирь, Казахстан… Потом вернулись в Россию, и вот теперь здесь. Следующую ночь проведём в Санкт-Петербурге, потом пересечём границу с Финляндией, доберёмся до Хельсинки. А затем поедем по странам Балтии, по Северной Европе до Франции.
- Сложно ли сейчас управлять столь старой машиной?
- Вовсе нет, она не столь плоха. Конечно, ей 82 года. Она не имеет усилителя руля, усилителя тормозов и всего в таком роде. Но управлять ею просто. Очень просто.
- Это машина ваших родителей или вы купили её?
- Я купил и восстановил её четыре года назад. До этого у меня уже был раритетный автомобиль, похожий на этот.
- Какова была стоимость автомобиля на момент покупки и в каком состоянии он находился?
- О, это была груда металла. Она не стоила много. Это была развалина, и я приложил много усилий, чтобы привести её в порядок. Пришлось снимать корпус с рамы, разбирать всё до мельчайших деталей.
- Пробег - тяжёлое испытание для автомобиля? Много километров плохих дорог… Не задумывались ли о том, что было бы лучше, если Джейд (прозвище машины) стала чем-то вроде машины выходного дня?
- Позвольте показать…
Мы подходим к переднему правому крылу.
- Металл пробило в этом месте. На плохих дорогах машина подпрыгивает. Безусловно, это очень, очень тяжёлое испытание. Однако, я верю, что машину нужно водить. Даже если это довольно суровые поездки. Я ведь приведу её в порядок снова. Оценю ущерб и сделаю ремонт, где нужно.
- Как обстоят дела с запчастями?
- К этой машине всё ещё можно найти детали в США. Можно купить колёса, покрышки, тормоза, детали двигателя на eBay.
- А что с топливом для таких автомобилей?
- С топливом никаких проблем. Я лью 92-й или 95-й бензин, самый обычный, и не испытываю никаких проблем ещё с Китая.
- Это потребовало каких-то модификаций или заправлять машину 30-х годов современным бензином возможно?
- Да, это возможно. Без всяких проблем.
- Кстати, что насчёт российских дорог? Они лучше, чем в провинциях Китая или хотя бы в Монголии?
- Ну, они лучше монгольских. Дороги на востоке России ужасны. После того, как мы въехали в Россию повторно из Казахстана, стало гораздо лучше. Они лучше, чем в Монголии и Казахстане, совершенно точно.
Артур Лукашевич, Польша:
- Это Крайслер 1932 года. Я приобрёл его 3 года назад, он был в довольно неплохом состоянии. Я сделал несколько улучшений, что-то изменил, что-то заменил. Теперь он выглядит так, как и должен.
- Что подтолкнуло вас к участию в ралли?
- Совет друзей.
- Как вы добирались до Пекина и как переправляли авто?
- Машина была доставлена морем, а мы прилетели на самолёте. Стартовали 25 дней назад.
- Пришлось ли вносить изменения в авто для большего комфорта в путешествии?
- Как вы можете видеть, новый интерьер, в особенности сиденья. И подвеска. Этим всё и ограничилось.
Машины, участвующие в ралли, - из разных эпох. Из разных стран и даже с разных континентов. Главное условие - год выпуска до 1976-го. Поэтому принимают участие здесь и представители американской классики - Chrysler, Dodge, Oldsmobile, Chevrolet, и легендарные Bentley в тёмно-зелёном, классическом для британцев цвете, и символы немецкой инженерной мысли - Porsche и Mercedes. Есть коренной австралиец Holden и пара-тройка автомобилей, названия которых известны лишь ценителям.
Но все эти машины объединяет одно - они, будучи живой классикой, смогли преодолеть уже несколько тысяч километров по безлюдным степям и ужасным дорогам. Они прошли уже больше половины пути, который является самым длинным и, возможно, самым сложным вызовом для старинных и классических автомобилей: почти 15 000 километров.
А всё - благодаря энтузиазму и упорству людей, которые ими управляют. Безудержных людей, которые готовы преодолеть почти половину земного шара на автомобилях, которые они любят. Какого бы года выпуска те ни были.
Максим НИКИТИН
Фото автора