Найти тему
Виктория Лейниша

Почему я сбежала из школы

Как я попала в систему образования, я расскажу как-нибудь позже. Но я туда попала, став обычным учителем, обычной школы, правда в Санкт-Петербурге (поверьте, это немаловажно).

Отработала я учителем 2 года и сбежала... Почему же?

Многим кажется, что у учителя великолепный график работы: отвел уроки до 15.00 и ушел домой. Нет, конечно уйти домой после окончания уроков можно, но не всегда и с послеурочной работой. Стоит сказать, что работала я в средней и старшей школах (5-11 класс).

О расписании дня учителя я тоже расскажу в другой раз, сейчас я хочу остановиться на более глобальных блоках.

1. Зарплата

Стоит начать с того, что ставка учителя - 18 часов в неделю (минимум, который должен отработать учитель). Естественно, чем больше уроков в неделю ведешь, тем больше зарплата. В Питере за 18 часов учитель сможет рассчитывать на 20-25 тысяч рублей в месяц. По сравнению с регионами - большая зарплата, но для жизни в СПб -мало. приходилось брать 1,7 ставки + классное руководство, что бы выжить.

2. Нынешнее отношение к учителям

Я говорю об отношении родителей и учеников. Учитель только должен, учителю не должны ничего. Позвонить в 12 ночи и спросить: "Почему у Васеньки в электронном журнале стоит 2?"; "Мы домашнее задание не сделали - ребенок устал. Не ставьте 2, я же вас предупредила". "У нас 4 в четверти выходит, вы уж постарайтесь, что б вышла 5, нам очень надо".

3. Права ребенка

Вот когда я росла, у детей особо и прав то никаких не было. Что скажут родители, учителя то и делали. А сейчас... Все дети поголовно знают свои права.

-Вы не можете не отпустить меня в туалет! (Конечно, по правилам не могу, но по другим правилам, отпустить одного я тоже не могу. Свалишься где-нибудь, а мне потом отвечать. И вообще я знаю, что в туалет тебе надо выйти покурить).

-Вы не можете отнять у меня телефон, это моя собственность! (Да, учеба это не всегда интересно и увлекательно, особенно если в кармане лежит телефон с новой игрой).

-Вы не можете задерживать меня на перемене, прикасаться вы ко мне не можете, и я все равно убегу. (Убежишь, упадешь, ушибешься - виновата я. Но задерживать не могу).

-Вы не можете оставить меня после уроков убирать кабинет. У меня свободное время! (Ну не я же насвинячила. Да и уборка кабинета после уроков - нормально это было... раньше).

И еще ряд "Вы не можете..."

4. Каникулы

Не поймите меня не правильно, все учителя любят каникулы. Детей нет, нет шума, гама, уроков, по идее и работы то нет.... Но учитель должен сидеть в школе рабочий день (у нас было с 9.00 до 15.00). Многие учителя доделывали бумажную работу, которую не успели сделать за четверть. Кто-то пил чай целый день. Конечно же все учителя отмывали школу (никогда не понимала зачем уборщицы нужны были). Зря потраченное время. Чаще всего я сидела и читала книжки. Человек я ответственный, и все поурочные планы, журналы, отчеты и т.д. у меня были сданы заранее. поэтому я все это время занималась ничем, но представляла, что дома гора глажки, стирки и помывки. Да и просто погулять было бы не плохо.

5. Собрания

Как и родительские собрания, так и педсоветы я ненавидела всей душой. Мало того, что в школе ты в такие дни находишься с 8.00 до 23.00 (были случаи, когда я в школе после собраний ночевать оставалась).

Родительские собрания - бессмысленны. Проводятся просто ради галочки. Всю нужную и важную информацию родители уже давно получают через соц. сети или мессенджеры. Приходит от силы 30-50% родителей. Даже подписи не собрать. приходится все равно отдельно всех вызывать и ждать. Люди же работают. Ну и что, что у меня официально рабочий день до 15.00, нужно ждать до 21.00.

Педсоветы. Они были еженедельно. Начинались в 18.00 и заканчивались около 22.00 (+\- час). Ничего интересного на них не было. Просто ждешь, пока каждый учитель отчитается за неделю перед директором (не очень понятно за что), выслушаешь сколько жалоб родители написали за прошедшую неделю, поймешь, что директор царь и бог, без нее никуда.

6. Митинги, выступления и прочая лабуда

Думаю как обычные жители, вы замечали, что на праздниках обычно выступают дети, митингуют (просто стоят для украшения) дети, в парадах участвуют тоже дети. Да. И с ними несчастные учителя. У которых в этот день единственный выходной на неделе (очень часто учителя работают 6-ти дневную рабочую неделю). Раз сказали надо, значит надо. Собираешь детей (а они в воскресенье тоже не особо хотят вставать в 7 утра и идти стоять "украшением"), идешь, стоишь...

Все считают, что постояв на 9 мая перед памятником (чаще всего на ветру и холоде, у нас, в Питере) дети станут патриотичными. Да возненавидят они все это и будут вспоминать с содроганием.

7. Сходить на тренинг, семинар и т.д.

Сходить куда-нибудь, прогулять часть рабочего дня - великолепно. Но только не в школе. Кто заменит "гуляющего" учителя? Кто проведет вместо него уроки? Замену то найдут, но урок вряд ли будет проведен. Придется в следующий раз голопом нестись по темам.

8. Бумажная волокита

Не так давно все школы перешли на электронные журналы. Вроде замечательно... но, не все школы отказались от бумажных журналов. Т. е. ведется 2 журнала и бумажный, и электронный. В 2 раза больше работы.

Все остальные журналы (журнал техники безопасности, журнал пожарной безопасности, классный журнал (не по оценкам, а по ученикам) остались в бумажном виде...но, их теперь нужно "сканить", а это ох как долго!

Я уже молчу про огромное количество всевозможных отчетов, характеристик и т.п.

9. Классное руководство

Никто не любит классное руководство. Вот почему:

  • Огромная ответственность (ты отвечаешь за свой класс даже тогда, когда они уже дома)
  • маленькая доплата (за 1 голову в месяц учителю платят 40 рублей, если в классе 30 человек, то доплата всего 1200 - это того не стоит)
  • разборки с родителями - это естественно на классном руководителе
  • отчеты по своему классу - еще куча бумажек
  • разборки с другими учителями - и такое бывает, когда хочешь отстоять свой класс
  • проблемы детей из твоего класса - твои проблемы - это девиз классного руководителя
  • родительские собрания - о них я уже выше писала
  • походы в музеи, экскурсии, выезды - все это обязательно должно быть, и никого не волнует, что все это можно делать только во внеурочное время

10. Политика министерства образования

На этом пункте я хотела бы остановиться отдельно в другой статье. Но если кратко, то раньше была система "учитель учит, дети выполняют требования учителя, учитель проверяет и делает замечания, дети исправляют ошибки". Теперь, по новой системе учитель НЕ учит. Учитель лишь направляет. Слова "должен", "нужно", "выполни" - запрещены. Можно использовать: "попробуй", "не хочешь-не делай", "сможешь", "не сможешь - ну и хорошо". Учитель выступает шутом, ведь все уроки должны быть интересными (это невозможно, у всех разные интересы, да и темы разные бывают), должны быть использованы игровые технологии (играть в 10 классе? Вы серьезно? Как они в университет-то пойдут? Тоже играть?), должны использованы быть компьютерные технологии (только компьютерами школы забыли обеспечить). "Учеба - увлекательная игра" - девиз нынешней школы. Ну это же не детский сад. А потом будем думать, почему 30 летний парень у мамы на шее сидит? Да потому что работать он не хочет, а он привык: не хочешь - не надо.

Про то что ИЗО, Музыка, Технология (бывший труд) изучаются вплоть до 9го класса, я промолчу. Толку от таких уроков, когда детям по 14-15 лет и интересы у них уже сформированы? Но нет, их заставляют малевать картины, шить (да, мужчин трудовиков в школах почти нет) и петь.

Про ОГЭ и ЕГЭ даже говорить не буду. Учителя - дрессировщики. Как надрессировали, так и сдали.

Надеюсь ситуация в школе измениться и я смогу туда вернуться. Все-таки работа с детьми - удовольствие. Удовольствие смотреть как крупицы, которые ты закладываешь в маленькие головы, расцветают буйным цветом.