Когда-то дорогая теща озадачила меня рассказом об одной женщине, причем вся суть рассказа выражалась хлесткой фразой "Верх заботы мужа обо мне - ложись, завтра сделаешь".
С одной стороны, посыл совершенно прозрачный - есть мужики, которые не помогают женам, отлеживаются на диване, пока бедняжка крутится из всех сил, стирает-готовит-убирает и еще детям помогает уроки делать. С другой стороны - что-то меня в этой логике задевало. Что-то где-то не складывалось, то ли кошки где-то скребли, то ли на Солнце кучковались пятна, невидимые невооруженным глазом.
Первым делом, конечно же, у меня родилась мысль "а че ваще?", стыдливо загнанная в глубины бессознательного, чтобы даже случайно не сорвалось с языка. Ибо теща у меня - дама суровая и непогрешимая, как Брестская крепость. Только глянет - уже стыдно.
Но годы спустя я осмелился поразмыслить над этим догматическим тезисом, тайком усомнившись в его незыблемой истинности.
Сразу в этой фразе бьет в глаз иронический посыл, или даже горький сарказм. Чтобы яснее был виден смысл сказанного, надо снять этот покров и подумать, что здесь говорится по существу.
По существу говорится вот что:
1. Женщина устала, муж ей не помогает в домашних делах.
2. Муж - не зверь, он жену жалеет: видя, что она измоталась, он говорит ей, что можно отложить недоделанную работу на завтра, а сегодня уже отдохнуть.
3. Акцент ставится на том, что вместо реальной помощи в делах, он разрешает ей сделать перерыв.
И с одной стороны, это правильно - вместо того, чтобы советовать и позволять передышку, лучше сказать "давай вместе", ну или даже "отдыхай, я сам сделаю". Тезис глубоко верный. Кто ж с этим будет спорить?
С другой стороны, подразумевается, что у мужа есть время, силы и возможности, чтобы взять это дело (или часть его) на себя. Если вдруг вы решитесь задать этот уточняющий вопрос женщине, будьте готовы встретить лицом кирпич следующего аргумента: "Ну он же мужик!" Или: "А у нее силы есть?" "А она что - домработница?" ну и так далее.
Но, отвлекаясь от эмоций, давайте задумаемся над ситуацией по существу. Причем не над данной конкретной ситуацией (мы ее не знаем), а над этой ситуацией, как типичной. В рамках женской логики здесь заранее подразумевается, что мужчина виноват, потому что он тунеядец, повесил на жену все домашние дела, а сам отдыхает и расслабляется.
Взятая в виде чистой схемы, если она именно такая (муж свалил все на жену и сам ничего не делает) - то она совершенно проста и очевидна. И вывод совершенно справедлив: такой муж - свинья, а жена - бедняжка, которой нужно либо перевоспитать лентяя, либо бежать от него к другому, работящему и умному.
Но такая схема из сказанной фразы ("верх заботы мужа..." - см. выше) не вытекает. Точнее, вытекает как один из вариантов. Фраза представляет всю ситуацию глазами женщины. А взгляд мужчины на ту же ситуацию? Как-то неловко человеку разумному делать далеко идущие выводы из описания ситуации, данного одним из заинтересованных лиц, из описания эмоционального и по умолчанию субъективного.
Я даже не буду говорить очевидное "а может он тоже устал? может он после смены 2х2? может в этой семье работает только муж, а жена ведет всю домашнюю работу?" Не буду говорить, поскольку это звучит как оправдание и затягивает нас в дискуссию, в которой уже заранее назначен виноватый, а все что вы скажете, будет использовано против вас.
Я хочу обратить внимание на то, что данная фраза отражает (пусть кривым зеркалом, но все же) разницу в подходе к домашним делам (и к роли супруга) мужчины и женщины.
Мужской взгляд: "ложись, завтра сделаешь" расшифровывается как "мне плевать, будет это сделано или нет, я этого не требую; ты сама поставила перед собой такую задачу и ты в любой момент можешь от нее отказаться; я тебя люблю независимо от того, сколько банок огурцов ты закатаешь в этом году".
Женский взгляд: "я придумала все эти заготовки специально для тебя, но в расчете на твою помощь, потому что сама я не справлюсь; в этом выражается мое представление о нормальной семье - если в нашей семье не будет заготовлено 1000 банок огурцов на зиму, то у нас ненормальная семья; мне плевать, что ты устал на работе, надо сделать дело, а дальше хоть подохни, и если ты не хочешь помогать, то ты свинья, и испортил мне жизнь".
И вот что интересно: независимо от реального распределения ролей и конкретики разных ситуаций, в женском взгляде есть тенденция считать, что главное - это дело, а усталость, здоровье и прочее - вторично. Нормальность отношений оценивается по выполнению задуманных (женщиной) планов. Первичен план, убранный дом-полная-чаша, и т.п. Состояние мужчины - вторично. В этом выражается традиционное акцентирование женщины на домашнем хозяйстве, детях и т.д., и отношение к мужу, как инструменту достижения этих целей.
Судя по тому, сколько мужчин загибается, не достигая пенсионного возраста, в то время как женщины исправно функционируют в роли бабушек до 80-90 лет - очень во многих семьях доминирует именно такой подход.
А как в Вашей семье?