Найти тему
киНоНостальгия

Жан Маре.Идеальный аристократ. Икона стиля.

Оглавление
Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо" (1954), Франция-Италия
Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо" (1954), Франция-Италия

В предыдущей публикации мы рассмотрели образ Жана Маре как героя "плаща и шпаги", идеального рыцаря без страха и упрека. Очередь следующего образа - безупречного аристократа из экранизаций классических романов XIX века.

"Граф Монте-Кристо" (1954)

Кадр из фильма "Граф Монте -Кристо" (1954), Франция-Италия
Кадр из фильма "Граф Монте -Кристо" (1954), Франция-Италия

Типичный фильм того времени - добротная, академически-неторопливая экранизация классики. Ровно то, что несколько лет спустя мятежные представители французской "новой волны"назовут "папиным кино".

Первая часть менее удачна. И это не вина Жана Маре. В момент съемок ему уже около 40 лет, и перед ним стояла непосильная задача - изобразить 20-летнего юношу-идеалиста. Сегодня благодаря компьютерным технологиям можно не только омолодить актеров лет на 30-40 (как это делает Marvel с персонажами Самюэля Л. Джексона или Майкла Дугласа), но даже воскресить персонажей, сыгранных актерами умершими (Питер Кушинг в очередных "Звездных войнах"). Почти 70 лет назад никакие гримеры и мастера света не могли превратить зрелого человека в юного красавчика.

Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо" (1954), Франция-Италия
Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо" (1954), Франция-Италия

Зато когда годы спустя Эдмон Дантес "восстает из мертвых" в облике богача-аристократа графа Монте-Кристо, Маре нет равных. Берусь утверждать, что ни в одной экранизации Монте-Кристо не выглядел более импозантно, чем в фильме 1954 года.

Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо" (1954), Франция-Италия
Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо" (1954), Франция-Италия

Сегодня графа Монте-Кристо назвали бы "иконой стиля". Порода, манеры, безупречная осанка, отсутствие суеты, расслабленный стиль при безукоризненной собранности. А как сидели на его атлетичной фигуре фраки и сюртуки, как были повязаны шейные платки и галстуки... Монте-Кристо Маре сразу покорил миллионы женских сердец Советского Союза. И это естественно - ведь это был разительный контраст по сравнению с типичными героями отечественного кино, с колхозным первым парнем на деревне, ударником-пролетарием, студентом-энтузиастом в пузырящихся штанах. Какой-то инопланетянин - "Чой-то ты во фраке?"...

"Парижские тайны" (1962)

Кадр из фильма "Парижские тайны" (1962), Франция-Италия
Кадр из фильма "Парижские тайны" (1962), Франция-Италия

В XIX веке роман Эжена Сю "Парижские тайны" был так популярен, что боролся за пальму читательского признания с книгами самого Дюма. Не удивительно, что классический авантюрный сюжет - аристократ ведет двойную жизнь, великосветского бездельника и представителя парижских "низов" - был востребован приключенческим кинематографом.

И снова Маре в двух мирах, - образчик стиля. Фрак и цилиндр в светских салонах. И "пролетарский" прикид, в котором хоть сейчас сниматься для модных журналов. В обеих ипостасях герой Маре - безупречный мужчина, предмет воздыхания знатной дамы и девичьих грез бедной девушки.

Кадр из фильма "Парижские тайны" (1962), Франция-Италия
Кадр из фильма "Парижские тайны" (1962), Франция-Италия

После грандиозного успеха трех предыдущих фильмов с Маре ("Горбун", "Капитан", "Чудо волков") режиссер Юнебелль использовал ту же формулу - романтика и приключения, больше действия, опасных ситуаций и спасения в последний момент.

Для советского зрителя фильм оказался универсальным - женские сердца таяли при виде "ах какого мужчины", а мальчишки замирали от восторга, когда маркиз дю Самбрей раскидывал врагов ударами рук и ног, прыгал с крыши горящего дома, спасался из подводной ловушки, вступал в смертельную рукопашную схватку в секретном подземелье в чреве Парижа.

Кадр из фильма "Парижские тайны" (1962), Франция-Италия
Кадр из фильма "Парижские тайны" (1962), Франция-Италия

"Парижские тайны" имели и неожиданный эффект. Тогда еще не было фильмов о боевых искусствах, будущие звезды martial arts и не помышляли о предстоящей славе. Да и в любом случае у таких фильмов, даже если бы они уже и существовали, не было шансов оказаться в советском прокате. Зато в идейно правильной картине Юнебелля в избытке - по стандартам тех времен - хватало зубодробительного мордобоя, убойных ударов в челюсть и эффектно падающих тел. Мальчишки настолько увлеклись боевыми навыками Жана Маре, что этим всерьез озаботились идеологи. Советская, партийная, комсомольскаяпечать обрушилась на "Парижские тайны" с критикой, куда, мол, ведут подростков зуботычины маркиза дю Самбрея. Не тому учит пионеров французское кино. Что впрочем не мешало подросткам снова и снова бежать в ближайший кинотеатр "на Жана Маре".

Кадр из фильма "Парижские тайны" (1962), Франция-Италия
Кадр из фильма "Парижские тайны" (1962), Франция-Италия
Да, в те далекие годы каждый четверг не выпускали в прокат очередную порцию свежих блокбастеров. Да, хиты тех времен по сегодняшним меркам - наивны по сюжету, просты по технологии съемок, не так динамичны и зрелищны. Но я так рад, что они были в нашей жизни, дарили нам полтора увлекательных часа в темном зале и бесконечные обсуждения с друзьями.
Спасибо Жану Маре за нас счастливое детство...

Предыдущую статью о Жане Маре в образе героя "плаща и шпаги" см. здесь