Найти в Дзене
киНоНостальгия

Жан Маре ловит Жана Маре.

Любимые в СССР приключенческие комедии о Фантомас
Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия
Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия

Режиссер Андре Юнебелль и актер Жан Маре познали огромный успех с циклом из четырех костюмных боевиков, снятых с 1959 по 1962 год. Неожиданно для всех "тандем" совершил крутой поворот. От дуэлей и скачек, фраков и цилиндров - к автомобильным гонкам и автоматным очередям. От благородных рыцарей и коварных злодеев галантного века - к журналистам, полицейским и преступной империи неуловимого Фантомаса.

На самом деле Юнебелль чутко уловил меняющийся тренд. Дистиллированная романтика "плаща и шпаги" потихоньку уступала новому формату, который лет через десять обретет вид современного блокбастера. Параллельно с Фантомасом мир завоевывал агент 007 с его роскошными авто, шпионскими гаджетами, пикантными блондинками, коктейлями "смешать, но не взбалтывать" и гипертрофированными супер-злодеями.

Юнебелль своевременно решил возродить легендарного Фантомаса, героя бульварной литературы и серии немых фильмов начала XX века. Только теперь - в цвете и со всеми техническими возможностями кино 60-х.

Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия
Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия

С актером на роль отважного журналиста Фандора все было ясно. Жан Маре был идеальным исполнителем - он легко сменил ботфорты и камзолы на модные костюмы и галстуки и преобразился в атлетичного красавца-репортера. Насколько органично Маре выглядел в костюме шевалье XVII века со шпагой в руке на фоне старинных замков - настолько же органично он почувствовал себя одетым по последней моде на коктейль-вечеринке, пресс-конференции или за рулем спортивного кабриолета.

Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия
Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия

Необычным решением оказалось дать Маре еще одну главную роль - титульного многоликого злодея Фантомаса! Так, задолго до привычных сегодня киношных приколов Юнебелль предложил зрителям 60-х свою "хохму" - Жан Маре весь фильм гоняется за Жаном Маре и повторяет все головокружительные трюки дважды, сначала как злодей в маске, а затем как преследующий его журналист Фандор.

Разумеется, как всегда, Маре сам выполнял свои трюки. Взмывал в небо на стреле подъемного крана, прыгал с моста на платформу идущего под ним поезда, вел на бешеной скорости разваливающийся на части автомобиль с отказавшими тормозами - Юнебелль вовсю старался насытить фильмы погонями, драками и перестрелками.

Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия
Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия

Однако главной, и в каком-то смысле - гениальной, находкой Юнебелля стало решение объединить в одну команду типичного "героя действия" Фандора, идеального мужчину в расцвете лет, широкоплечего красавца-атлета, и лысоватого коротышку, холерика Луи де Фюнеса в роли комичного комиссара Жюва.

На мой взгляд, это удивительно прозорливое casting решение, намного опередившее формат современных buddy movies, объединяющих кажущихся несовместимыми, скажем, белого холерика и черного флегматика в духе "Смертельного оружия" или "48 часов". Если в предыдущих фильмах "плаща и шпаги" Бурвиль привносил добродушный народный юмор, то Фюнес придал "Фантомасу" столь необходимый элемент эксцентрической абсурдной комедии, некой несерьезности, игры со зрителями. Сам по себе сюжет про злодея в резиновой маске выглядел вполне абсурдным и воспринимался бы полной белибердой, возьмись Юнебелль рассказывать эту историю на полном серьезе. Комедийность, пародийное начало происходящего сразу сняли все возможные претензии к "Фантомасу" в плане правдоподобности и здравого смысла.

Кадр из фильма "Фантомас разбушевался" (1965), Франция-Италия
Кадр из фильма "Фантомас разбушевался" (1965), Франция-Италия

Удивительным образом в советский прокат попали все три фильма о Фантомасе - "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотленд-Ярда" (1966). И советские зрители увидели трилогию без опозданий - в те же 60-е, что и европейский зритель.

Французы с энтузиазмом восприняли очередной комедийный боевик с любимцами публики в главных ролях, но для советских зрителей "Фантомас" стал по-настоящему культовой "франшизой". Подростки ходили в кино по много раз, дети играли в неуловимого "призрака". Феномен Фантомаса стал частью поп-культуры того времени.

Кадр из фильма  "Фантомас" (1964), Франция-Италия
Кадр из фильма "Фантомас" (1964), Франция-Италия

Увлечение подростков неуловимым преступником отразилось в популярном некогда советском детективе "Анискин и Фантомас" (1973) из цикла фильмов о деревенском участковом. А как показал эпизод пародийной погони за Фантомам во сне инкассатора из "Семи стариков и одной девушки" (1968), похождения супер-преступника и его преследователей затягивали и взрослую аудиторию.

Я помню, как ребенком часто слушал восторженные отзывы родителей о том, какими крутыми были фильмы о Фантомасе. К тому времени прокат давно закончился, видео не было и в помине, а показ такого кино по ТВ не представлялся даже в мечтах.
Многие годы спустя мы легко можем посмотреть чуть ли не любое винтажное кино. Конечно, технические трюки "Фантомаса" безнадежно устарели, невероятные тогда интерьеры фантомасовских убежищ и навороченные гаджеты сегодня смотрятся наивно. Но класс актерской игры, харизма кинозвезд не утратили блеска - и по сей день лично я с теплотой пересматриваю эти замечательные фильмы и чувствую их ностальгическое обаяние.

О Жане Маре в образе рыцаря «плаща и шпаги» читайте здесь. А о Жане Маре во фраке и цилиндре - здесь.

О «советском Жераре Филипе» читайте
здесь.