Найти тему
Записки миллениала

"Mammoni" и современное образование

Сданы последние экзамены, отгремели пышно-нарядные, ресторанно-корабликовые выпускные, - школа, словно мощный вулкан, извергла в мир тысячи выпускников. Они юны, полны мечтаний, планов на жизнь, потоком вливаются в ряды студентов.

Для меня эта тема близкая, так как 4 года назад я – зеленый абитуриент, вылупившийся из школьных стен. Обычно я пишу про то, что меня задевает очень остро. Тема про старших школьников, выпускников, абитуриентов как раз такая.

Знакомьтесь, это – Маня, Маня – из Питера. Маня – недавняя школьница, а теперь – ура-выпускница. В школе Маня училась средне, иногда даже хорошо. С химией и прочей биологией у нее было не очень, равно как и с математикой. Литература и другие гуманитарные предметы давались лучше, из чего, путем нетрудных логических заключений родители Мани сделали вывод, что Маня – гуманитарий от Бога, и ей срочно нужно в гуманитарный ВУЗ.

Конечно, поступление в ВУЗ – дело непростое, удел людей одаренных. Получать высшее образование, как считает Манин папа – руководитель отдела продаж клининговой компании «Рога и Копыта», и мама – продавец-консультант кожгалантереи «Копыта и Рога», просто необходимо для будущей карьеры. Самих себя, почему-то, родители не очень любят приводить в пример: папа по образованию – историк, а мама – литературный переводчик. Каким образом им пригодилось полученное высшее образование, остается загадкой: по специальности они не работали ни разу. Сейчас настойчивые читатели возразят, что «есть общие дисциплины, которые преподаются в гуманитарных ВУЗах: философия, история науки, культурология и т.д., которые нужны для общей эрудиции». Ага, Манины родители тоже так считали (наверное, теперь мы об этом не узнаем), когда прогуливали пары по философии, потому что надо на что-то жить, и начальник, чтоб его, поставил смену аккурат во время пар по философии. Сейчас эрудиция Маниных родителей проявляется только вечером, перед телевизором, когда Манин папа второй час подряд переключая каналы злится, что «фигню крутят», а мама листает «Космополитан» в поисках статьи «5 удачных историй брака от голливудских звезд». На этом эрудиция, кажется, закончилась.

Так вот, вернемся к Мане. Маня – гуманитарий, Мане срочно нужно в ВУЗ, потому что без высшего образования – никуда. Для этого надо сдать ЕГЭ. Чтобы сдать ЕГЭ, нужно нанять репетиторов, потому что так делают все: берете репетитора (не одного, а лучше сразу пять, чтоб наверняка), платите кучу денег (четверть семейного бюджета у Маниных родителей, между прочим), и – вуаля, ждете, когда произойдет чудо (ребенок сдаст ЕГЭ).

-2

И вот настает день Х, когда известны результаты ЕГЭ. Чуда, увы, не произошло, Маня сдала экзамены весьма посредственно. Родители вздохнули, дружно поругали «эту дурацкую систему образования», «этих составителей тестов, которые портят все баллы», еще раз вздохнули, и отправили Маню … в ВУЗ, на платное. Теперь Маня – будущий лингвист! Ура!

Отойдем немного в сторону. Как можно было бы поступить, если бы Манины родители либо здраво мыслят - трезво оценивают способности своего ребенка, либо живут на Западе:

А) Отправляют свое чадо в колледж\ПТУ и другое среднеспециальное заведение. Раз не оправдала надежд (и вложенных средств), топай, Манечка, узнавай жизнь как она есть, получай рабочую специальность. Может, повзрослеешь, уму-разуму наберешься, поймешь цену деньгам и труду.

Б) Говорят: «Маня, ты уже большая девочка, реши сама, что тебе нужно. Подожди пока, не поступай: возьми gap year, поработай, займись волонтерством, пойми, кем ты хочешь быть по жизни. В конце концов, сдай ЕГЭ еще раз, за год можно хорошо подготовиться».

Но нет, Маня как танк прет в ВУЗ. Учится добросовестно 4 года. Теперь Маня – свежеиспеченный бакалавр лингвистики. Родители, со слезами умиления сообщают родственникам: «Наша Маня получила высшее образование!!». Правда, за 4 года Маня так и не поняла зачем ей эта лингвистика сдалась, но корочку вроде как получила, слава Богу, человеком хоть стала. В магистратуру, конечно, Маня не пойдет, не. Зачем магистратура? Магистратура – это для ученых будущих, но и для тех, кому времени не жалко. А нас и так 4 года нормально учили, сколько можно учиться-то? Уже 15 лет учится бедная Маня с момента линейки в первый класс.

Тут, как вы уже догадались, наступает самый захватывающий этап всей истории: Маня ищет работу. Да-да, вы не ослышались. Не во время учебы, не в середине последнего курса, нет. Ровнехонько в конце лета, отдохнувшая, выспавшаяся, вместе с тысячами выпускников Маня решила искать работу. Осень – самое подходящее время для такой авантюры, разве вы не знали? Собрав мужество в кулак, Маня долго корпит над резюме. А ведь и вправду, что там писать? Ох уж эти работодатели, опыт работы откуда-то взять?? И достижения? Загадка. В ВУЗе Маню такому не учили…

Маня ищет неделю, ищет три, ищет два месяца уже! Родители не спят, нервничают, мама похудела даже. Ругают всем семейством школу, вуз, систему образования и министра образования за компанию. Мысли у Маниного семейства, что они дружно сделали где-то ошибку и не одну, не возникает.

Скрепя сердце, после трех месяцев поиска работы мечты, Маня идет в компанию «Рожки да ножки» менеджером по продажам. Жить-то как-то надо, или что? Авось когда-то пригодится образование.

-3

Да, так сложилось, что высшее образование выступает в нашем обществе социальным лифтом. Да, наши родители – это нечто среднее между американскими ( для которых дети перестают быть детьми после окончания школы и дальше сами строят свою жизнь) и итальянскими ( «mammoni» - итальянские сыночки, которые живут с родителями до 30 лет). Да, мы еще зависли между советской системой специалитета и Болонской системой, у наших родителей (да и у работодателей) нет четкого понимания, зачем нужна магистратура и как искать работу, если тебя не «распределяют». Да, возможно, первые 3-6 лет в ЕГЭ было много несовершенств, но в настоящее время эта система действительно помогает проверить полученные знания и постепенно ориентируется на уровень знаний выше среднего, таким образом «фильтруя» сильных абитуриентов ВУЗов и тех, кому только среднее образование нужно.

-4

Недостатки есть всегда и будут, история не про это. История про то, что безрассудная любовь и застойность мышления портят нашим детям будущее, лишают их инициативности, самостоятельности и ответственности за свою жизнь. При таком раскладе, получается, что наша Маня станет взрослым человеком только после первого года работы, когда поймет, что вот эта работа – результат ее выбора и образования, навязанного родителями и обществом. Прошли те времена, когда наши бабушки в 18-20 лет учились в ВУЗе (сами поступали, часто после техникума, имея рабочую специальность), работали параллельно, и еще как-то умудрялись выходить замуж и рожать детей. Сейчас мы очень близко к итальянской модели «маменькиных деток», когда «детки» вырастают только годам к 25.

Хотите еще историю на десерт? Слушайте тогда как бывает, если высшее образование – результат осознанного выбора и жизненная цель. История реальная, мне ее рассказала моя подруга из Минска.

С моей подругой на потоке учится девушка, назовем ее Аней. Аня учится в Белорусском государственном университете культуры и искусств на организатора культурных мероприятий. Аня приехала в Минск из деревни, ее родители работают в колхозе, денег хватает только на жизнь (самое необходимое). Естественно, никаких репетиторов в жизни Ани не было, девушка поступала сама. Учится Аня на бюджете, получает повышенную стипендию, иначе, не будет хватать денег. А деньги уходят вот на что: часть Аня высылает родителям, часть – за общежитие. На еду остаются крохи, поэтому в магазин девушка ходит только раз в неделю, по воскресеньям. Покупает (это правда, я не шучу) буханку хлеба, 5 яблок, пачку макарон или какой-либо крупы, куриную грудку, молоко (или йогурт), овсянку, и, иногда, шоколадку. Этих продуктов хватает ровно на неделю. При этом, человек не жалуется на жизнь! Она знает, зачем все ограничения и старания. Аня окончит университет и еще потом 2 года, по существующей в Белоруссии системе распределения, будет работать за 7-15 тысяч (в российских рублях) по специальности, оправдывая потраченные государством на ее образование бюджетные средства.

Я не утверждаю, что нам нужно срочно воспитывать такое самоограничение у молодежи и устраивать систему послевузовского распределения (точнее, возвращать советскую). Нет. Но базовую сознательность, уважаемые родители, можно воспитывать? Чтобы ваши чада не трясли с вас денег до пенсии и не сидели на шее?

-5