Найти в Дзене

Швейцарская операция КГБ против Солженицына

А. И. Солженицын
А. И. Солженицын

Как известно, огромный архив секретных документов КГБ в 1992 году был передан в руки английской спецслужбы МИ-6 архивистом ПГУ КГБ Василием Митрохиным, тайно их копировавшим.

В настоящее время эти документы находятся в Вильсоновском центре и в значительной мере оцифрованы.

Кроме того, историком Кристофером Эндрю вместе с Вас. Митрохиным издан ряд исследований на основе этих документов, были и другие публикации: Vasili Mitrokhin and Christopher Andrew, The Sword and the Shield: The Mitrokhin Archive and the Secret History of the KGB, Basic Books (1999); Vasili Mitrokhin and Christopher Andrew, The World Was Going Our Way: The KGB and the Battle for the Third World, Basic Books (2005); Christopher Andrew and Vasili Mitrokhin, The Mitrokhin Archive: The KGB in Europe and the West, Gardners Books (2000); Vasiliy Mitrokhin, KGB Lexicon: The Soviet Intelligence Officer’s Handbook, Frank Cass & Co. Ltd (2002); «Chekisms», Tales of the Cheka, A KGB Anthology, Compiled and introduced by Vasiliy Mitrokhin. The Yurasov Press (2008); The KGB in Afghanistan, 2002.

Папка 40 архива Вас. Митрохина содержит документы, касающиеся операций КГБ против А.И.Солженицына.

Меня заинтересовал один эпизод операции против Солженицына в Швейцарии, где он оказался сразу после высылки из СССР 13 февраля 1974 года. Речь об использовании агентов из среды духовенства. В архиве довольно скупая информация об этом эпизоде:

"1975. В Берне, Швейцария в «Карловацкой» церкви служит невозвращенец, бывший агент КГБ Эстонской ССР «Ильин». Учитывая тесный контакт «Паука» в настоящее время с представителями «Карловацкой» церкви в Швейцарии разработать совместно ПГУ КГБ и КГБ Эстонской ССР мероприятия по восстановлению связи с «Ильиным» и использования его в разработке «Паука». В случае отказа «Ильина» от сотрудничества осуществить его компрометацию перед «Пауком» и швейцарскими властями как агента органов КГБ, по материалам которого в СССР осуждены верующие.
В Женеву, в Представительство Русской Православной церкви при Всемирном Совете Церквей направляются агенты 5 Управления КГБ «Вислер» и «Ремарк», передать агентов на связь резидентуре ПГУ КГБ в Женеве для использования в разработке «Паука» и его единомышленников через возможности церкви."

"Паук" - кодовое имя Солженицына в разработках ГБ против него.

Изучая документы, касающиеся действий агенуры КГБ из среды духовенства (а это не только архив Митрохина, но и документы, опубликованные свящ. Глебом Якунинымы и журналистом Георгием Урушадзе, работавшими в комиссии Президиума Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота 1991 года - ГКЧП), где агенты упомянуты только под агентурными кличками, и сопоставляя их с официальными сообщениями из "Журнала Московской патриархии" о внешних "сношениях" РПЦ, удалось выяснить, кто скрывается под некоторыми из кличек.

Так агент ИЛЬИН - это священник Игнатьев Владимир Адрианович (Игнасте).

Агент РЕМАРК, по-видимому, епископ Лонгин (Талыпин). Этот агент тоже не раз участвовал в различных гебешно-церковных операциях за границей.

Агент ВИСЛЕР - Макарий (Свистун), назначенный как раз в 1975 г. представителем в Женеву вместо Кирилла (Гундяева). Хорошая кличка, типичный гебешный юмор: вислер, whistler - доносчик (англ.).

Как доносчик Свистун известен с молодых лет. Вот, что писал свящ. Павел Адельгейм:

"Почему меня арестовали теперь можно только гадать. Первая причина, предположительно, строительство храма...
Вторая причина – донос бывшего друга и одноклассника Лени Свистуна, который я прочёл при ознакомлении с делом перед судом. Наш общий друг и одноклассник, отец Милий Руднев рассказал мне, что именно
Филарет Денисенко заставил Лёню написать на меня донос в 1970 году. Этот донос был внесён в мой Приговор: "В духовной семинарии, где я учился вместе с Адельгеймом, он высказывался против исполнения гимна Советского Союза и хвалебных песен в адрес Советского государства. Лиц, которые исполняли гимн и хвалебные песни, Адельгейм называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями" (Лист дела 178, т. 2). Эту выдержку из доноса я цитирую по тексту Приговора, поскольку сам донос хранится в уголовном деле. Почерк и подпись исключают сомнения в авторстве..."
http://www.religare.ru/2_52391.html

Доносительство хорошо вознаграждалось: " "31 мая 1970 года митрополитом Киевским и Галицким Филаретом возведен в сан архимандрита. 7 июня 1970 года во Владимирском кафедральном соборе г. Киева хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии...
В 1970 г. епископу Макарию было поручено управление приходами юрисдикции Московского Патриаршего Престола в Канаде и временное архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в США."

А в 1978 г. Свистуна-Вислера использовали, чтобы дискредитировать антисоветскую конференцию в Португалии: " ”На 20-23 мая 1978 года в Лиссабоне намечена международная конференция на тему об угрозе русского империализма, нарушения прав человека и отсутствия свободы в СССР... Направить в Португалию религиозную делегацию из агентуры 5 Управления КГБ и оперработника 12 отдела, проинструктировать членов делегации о действиях в соответствиями с предложениями Службы А ПГУ КГБ. Через АПН распространить Пасхальное послание патриарха Пимена, статью протоиерея В.С. Рожкова к 60-летию восстановления Патриаршества в России (текст согласован со службой А ПГУ), подборка материалов и распространение о жизни Церкви в СССР (согласовано со Службой А ПГУ). По каналу Гостелерадио СССР организовать передачи на Португалию. Провести интервью с настоятелем костела Святого Владимира в Москве священником Можейко, передать Пасхальное послание патриарха Пимена, устроить репортаж религиозной службы по поводу Страстной недели в храме Всех святых в Москве, показ с пасхальной службы в патриаршем Богоявленском соборе в Москве.
Сообщение из резидентуры КГБ в Лиссабоне о том, что с 17 по 25 апреля 1978 года в Португалии находилась делегация религиозных деятелей из СССР во главе с епископом Макарием. Членами делегации проведены пресс-конференции, выступления по радио и телевидению, встречи с религиозными и общественными деятелями в целях дискредитации намечаемой на май в Португалии антисоветской конференции."

Что касается работы указанных церковных агентов против Солженицына, пока никакой иной информации нет, вероятно, они не играли большой роли, т.к. у КГБ была большая агентура среди чехословацкой эмиграции, которой Солженицын очень доверял. Впрочем, можно вспомнить еще об одном факте использования духовенства против Солженицына. Спустя 5 дней после высылки Соженицына, 18 апреля 1974 г. было опубликовано антисолженицынское интервью АПН прот. Всеволода Шпиллера.