Накануне своего выступления в качестве хедлайнера в рамках грандиозного опен-эйра 2019 года на открытой площадке клуба PROMZONA лидер легендарной российской рок-группы «ДДТ» Юрий Шевчук в камерной обстановке побеседовал с отечественными журналистами. Редакция Элет.media не упустила возможности задать пару вопросов легенде русского рока. Однако первым слово взял сам Шевчук, поприветствовал наших соотечественников по-кыргызски.
«Здравствуйте, салам алейкум, Бишкек! Очень рады приехать к вам. В Кыргызстане мы никогда не были. В Казахстане побывали много раз, а здесь впервые. Наслаждаемся прекрасным величественным видом с балкона на горы, жалко в Питере таких нет. У вас красиво!
– Вы приехали с концертом в Бишкек в поддержку альбома 2018 года «Галя ходи» или концертной программы «История звука»?
– Ни то, ни другое. «Историю звука» мы играли два года, более чем в 70 городах бывшего Советского союза, за рубежом. «История звука» – это 30 лет новейшей истории чувака, которой перед вами стоит, группы «ДДТ», это развитие нашей музыки. Это история страны – и нашей, и вашей. Многие проблемы, которые мы поднимаем в песнях, они знакомы и близки вашему сердцу. То есть программа интересная. Насчет «Истории звука»… Мы показываем, как развивалась группа – начинала от ритм-н-блюза, рок-н-ролла, мы покажем эксперименты со звуком, как менялся наш саунд, наше отношение к жизни. В общем, большая историческая программа – про нас, про людей, про 80-90-е. На концерте будет всё, ребят! На фоне нашего творчества вы услышите историю российского рок-н-ролла. Очень многие песни актуальны до сих пор. Причем социальные песни – они долго не живут, но у нас они держатся долго. Это говорит о том, что обществу многое придётся решать.
– Рок-н-ролл принято считать музыкой протеста. В Кыргызстане рок-музыка развита не так сильно, как в России, однако протестные настроения в обществе довольно серьезные. Недаром у нас уже пятый президент, произошли две революции. Вопрос такой: хотели бы вы, чтобы и у вас на Родине соотечественники стали настолько же решительными в выражении своей гражданской позиции, как кыргызстанцы?
– У вас бодрый народ, чего уж говорить. Быть гражданином – это большая ответственность. А свобода – это тогда, когда она не мешает и не наступает на ноги другому человеку, идущему рядом. Свобода – это не анархия, конечно. Это очень важная вещь, мы о ней поем. Потихоньку и в Кыргызстане, и в России худо-бедно строится гражданское общество. И человек, и чиновники – они начинают немного врубаться в то, что главная идея будущего мирного сосуществования всех нас и структур власти – это не человек для государства, а государство для человека. Это главный лозунг. Дай бог нам всем, чтобы наши дети жили в прекрасных Бишкеках, Питерах, Москвах, Уфах и т.д.
– Несколько лет назад вы говорили о том, что планируете организовать концерт мира в Киеве, чтобы объединить российский и украинский народы. Скажите, получилось воплотить эту идею в жизнь?
– Перед событиями 2014 года мы делали в Украине большой тур. Сыграли более чем в 20 городах, потому что чувствовали, что наступает напряжение в отношениях между нашими властными элитами, между простыми людьми. Мы сделали порядка 24 концертов, на которых всегда говорили: Россия и Украина – братские государства, да здравствует мир! Политики приходят и уходят, а народы остаются. И народам жить вместе, карма такая. И против этого не попрешь. Конечно, когда в 2014 году случилось то, что случилось, я был в полном шоке, и, наверное, полгода молчал и переживал очень сильно обо всем, что произошло, потому что я очень люблю Украину, и Россию люблю. Эти события прошли по мне танком. Конечно, были попытки сделать концерты мира, но общество было настолько агрессивно настроено… Сейчас как-то спокойнее стало, люди по-другому воспринимают происходящее. Я молюсь, чтобы все пришло в мирное русло.
– Альбом «Галя ходи» – это ваша попытка показать, что рок может звучать бодро, а не быть уныло?
– Почему появилась рок-музыка на земном шаре? Существует пять причин. Во-первых, закончилась вторая мировая война, людоедская абсолютно, когда погибли сотни миллионов людей. У молодежи того времени был абсолютный шок от классической культуры, которая не смогла даже цивилизованную Европу спасти от варварства и геноцида. И поэтому молодежь начала искать новые формы. Вторая причина – новые технологии. Появился тот звук с фузом. Я помню, в пятом классе я услышал этот звук, и мы пошли за этой гитарой. Это был необыкновенный, свежий звук. И любое новое поколение ждет свежего звука. Но сейчас молодые люди ждут уже звук не электрогитары, а какой-то другой. Третья причина: объединилось человечество, столкнулись цивилизационные плиты – африканская, европейская и американская, и получилась музыка мира. Африка дала ритмы, Америка – кантри, мы – русскую тоску. Из всего этого варился рок-н-ролл. Четвертая – в музыку пришли дилетанты, которые не мучились канонами, пришла молодежь, которая не знала, что так играть неправильно. И это всем понравилось. Пятая причина? А пятую я забыл, ребят! Рок-н-ролл – в свое время был глотком свежего воздуха. Сейчас это скорее мейнстрим. Но мне кажется, в будущем рванет новая движуха.
– Скажите, вы оптимист?
– Я тотальный оптимист, без этого никак. Без оптимизма можно зарыться, покрыть голову пеплом и стонать в Фейсбуке, что все плохо. Надо что-то делать. Мне отчаянно повезло: я могу творить дома или на даче, а потом говорить о том, что думаю, на концертах. Я не такой писатель, который оторван от людей, от реальности. Я в гуще событий – общаюсь с разными людьми, вижу бодрые глаза людей, я вижу жизни, и она меня видит. Я корректирую динамику жизни. Да, сутки одиночества необходимы художнику – оно концентрирует и вдохновляет, его нельзя бояться. Оно – как дневник, куда ты вписываешь самого себе. Оно – хороший собеседник. А с другой стороны – масса жизни, народ, толпа, общение – вот это класс. Поэтому я оптимист. Как сказал один священник, если вы в тоске, выйдите на улицу и пообщайтесь с человеком, и вам станет легче. Пусть он вас обматерит и пошлет, но вам будет легче, потому что вы поймете, что ему еще хуже…
– Юрий Юлианович, о попсе…
– Попса не убиваема! Должны же люди под что-то кушать, она не вредит пищевому тракту, когда вы едите в ресторане, в кафе. Я никогда не боролся с попсой. В свое время просто перепугался, что ее стало слишком много. Попса… Я вбивал в это слово более широкие смыслы. Попсовыми бывают бюрократы, прочие люди, отношения попсовые, меркантильные, основанные на деньгах. Попса – это неграмотность, непрофессионализм, необразованность. Как говорили филологи, поэзия – это повышение языка. А сейчас слушаешь попсу… Ну это ниже плинтуса уже… Язык дан нам, чтобы развивать интеллект. А сейчас встречаешь на улице тех, которые разговаривают на уровне отдельных слов, эмоций. «Э, чо, на, чо ты сказал», и мат-перемат – это язык животных. Мне бы не хотелось, чтобы мы так разговаривали.
– Какие были первые мысли, когда получили приглашение в Кыргызстан?
– Я с радостью согласился. Мне лет 5-6 назад звонил один человек из Бишкека. Я спросил его, а что мы будем делать в Бишкеке? На что он мне ответил: «А вы прилетите, потом мы покущаем. Потом туда-сюда-концерт и снова покущаем. А потом опять покущаем, и вы улетите». В этот раз нам пообещали, что мы здесь плодотворно поработаем, поиграем. А о «покущаем» разговора не было!
– Вопрос о музыканте вашего коллектива Алене Романовой. Некоторые говорят, что с ее появлением ваша группа сделала новый виток в творчестве. Вы сами как относитесь к молодым и являетесь ли вы своеобразным «вампиром», подпитываясь от молодых?
– Вампиризмом я никогда не отличался, мне хватает и своей энергии. Но я всегда слушаю молодую музыку. Я лишен чувства ностальгии, а это показатель того, что ты можешь еще что-то новое стоящее сделать. У нас есть песня, называется «Лажа», про старого рокера, который «отбивает» еду на концерте и твердит, что вчера опять сыграли лажу, она в Кремле и в Эрмитаже. Песня с намеком, что хватит лажать на всех уровнях. Алена молодец. У нее своя готовая программа, они недавно с большим успехом выступили в Берлине. Мне вообще не нравятся эстрадные певицы, мне больше по душе фольклор, этника. И народная музыка – это наше все, это чудо, это наша память. И всегда из нее черпали вдохновение и Чайковский, и Мусоргский, и Рахманинов, и Шнитке, и классики, и рок-н-ролльщики, те же «Роллинг Стоунз» и «Биттлы». Мне нравится Алена – как она живет, поет, пишет, она молодец. И на концерте она споет несколько песен.
– Культуролог Соломон Волков сравнивал вас с Мусоргским, Высоцким и другими легендарными именами. А вы бы себя с кем-то сравнили?
– Волков необъективен. Нельзя себя с кем-то сравнивать. Музыка – это не спорт, это соревнование иного рода. Мне кажется, наоборот, из себя надо вытаскивать индивидуальность, не растоптать ее, потому что часто, учась у кого-то, ты становишься рабом этого авторитета – начинаешь его пародировать. Я свое время учился у Высоцкого, Галича, Окуджавы – у нашего старшего поколения. Отношению к жизни, к слову, к смыслу. У музыкантов – у Джона Леннона, у Led Zeppelin, Yes и других – отношению к музыке. Но при этом важно не загубить свою индивидуальность. Посмотрите, сколько сейчас групп, которые работают под Цоя – в каждом дворе. Я говорю таким пацанам – найди свое. Цой уже спел, его песни великолепны. Поэтому надо в себе искать что-то, а не изобретать велосипед, надо прочувствовать жизнь – до тошноты, до отчаянной боли. Что такое искусство? Мы ходим в театр, смотрим кино, слушаем музыку, и главное в этом – сопереживание. И твоя личность, твоя индивидуальность даст тебе именно ту систему аккордов, которые будут отличаться от других, и ты найдешь свои слова!